О возможности с 1 января 2014 г. неоднократно получать имущественный налоговый вычет по НДФЛ до полного использования его предельного размера

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 августа 2013 г. N 03-04-08/32992

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу возможности неоднократного получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера и сообщает следующее.

Назначение имущественного налогового вычета состоит в содействии государства физическим лицам при строительстве либо при приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 руб. в 2001 г. до 2 000 000 руб. начиная с 1 января 2008 г.

При этом повторное предоставление имущественного налогового вычета, в соответствии с абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не допускается.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступающим в силу с 1 января 2014 г., внесены существенные изменения в ст. 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

При этом исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ нормы указанного Закона применяются к налогоплательщикам, которые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета, датированы начиная с 1 января 2014 г.

Данная норма распространяется в равной мере на всех налогоплательщиков.

Предлагаемое распространение возможности неоднократного получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера на правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшие до 1 января 2014 г., в частности с 1 января 2008 г., приведет к существенным выпадающим доходам региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными.

Вместе с тем субъекты Российской Федерации могут стимулировать жилищное строительство и приобретение физическими лицами жилых помещений путем предоставления из регионального бюджета субсидий на покупку жилых помещений. При этом данные субсидии, на основании п. 36 ст. 217 Кодекса, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Одновременно сообщаем, что ранее физлицо в Департамент по вышеуказанному вопросу не обращалось.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

14.08.2013