Единственным предметом деятельности благотворительного фонда является оказание благотворительной помощи инвалидам, пенсионерам и другим малоимущим гражданам по заявительной форме обращения в соответствии с разработанной фондом программой
Финансирование фонда осуществляется за счет благотворительных пожертвований профсоюзных и других организаций.
Предпринимательской или иной коммерческой деятельностью фонд не занимается. Он не имеет штатных работников. Работу проводит на общественных началах правление фонда. Фонд ни для кого не является работодателем.
Облагается ли денежная материальная помощь, оказываемая фондом вышеперечисленным категориям граждан, единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2001 г. N 04-04-07/92
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога и удержания налога на доходы физических лиц с сумм благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными организациями, и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительный фонд как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ.
При этом фонд не является налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для фонда, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений ст.236, так и на основании ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием организации - работодателя).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 13.04.2001 N 15 в настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами разработан и представлен в Правительство Российской Федерации 31 мая 2001 г. законопроект по внесению изменений и дополнений в гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско - правовыми, авторскими и лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными организациями.
При этом следует отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном порядке Приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 внесены изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абз.4 п.3 следующего содержания: подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) "выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме".
Таким образом, в ближайшее время будет решена проблема налогообложения благотворительных организаций.
Благотворительная помощь, оказываемая гражданам благотворительными организациями (фондами, объединениями), определенными Правительством Российской Федерации, не облагается налогом на доходы физических лиц в соответствии с п.8 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях реализации п.8 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О перечнях российских и иностранных благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) освобождаются от налогообложения".
В соответствии с п.2 вышеназванного проекта постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право ежегодно представлять на утверждение в Правительство Российской Федерации перечни российских и иностранных благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), освобождаются от налогообложения.
Для решения вопроса о включении Вашего благотворительного фонда в вышеуказанный перечень необходимо обратиться в соответствующие органы власти, а также в Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ
14.06.2001