Насколько правомерна позиция налоговых органов, обязывающих индивидуальных предпринимателей с 01.01.2001 уплачивать НДС, если четыре года с момента начала деятельности последних еще не истекли (ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации")?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" регламентировано, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

С введением в действие части второй Налогового кодекса РФ (1 января 2001 г.) индивидуальные предприниматели наряду с организациями являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст.143 Налогового кодекса РФ).

При этом однозначно утверждать, что указанные изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей по сравнению с ранее действовавшими, нельзя.

Во-первых, появившаяся у индивидуальных предпринимателей обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС предполагает также и применение ими налоговых вычетов по данному налогу (ст.171 НК РФ). Во-вторых, можно предположить, что включение индивидуальных предпринимателей в число плательщиков налога может расширить круг их потенциальных контрагентов, так как последние смогут применять налоговый вычет по приобретенным у предпринимателей товарам (работам, услугам) на общих основаниях.

Таким образом, оценку сложившейся ситуации с точки зрения правомерности отнесения индивидуальных предпринимателей к плательщикам НДС до истечения четырехлетнего срока их деятельности сможет дать лишь суд с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Однако на сегодняшний день мы еще не располагаем судебной практикой по данному вопросу.

При этом интересна позиция судов при разрешении близких к рассматриваемой ситуации споров. В частности, индивидуальные предприниматели неоднократно оспаривали правомерность введения налога с продаж, считая, что такое изменение законодательства ухудшает их положение как налогоплательщиков, а потому на основании ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ они не должны уплачивать этот налог. Однако суды отказывали индивидуальным предпринимателям в их исковых требованиях, придерживаясь позиции, что введение налога с продаж не ухудшает положения субъектов малого предпринимательства как налогоплательщиков и условия их коммерческой деятельности, поскольку указанный налог является косвенным, включается в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет фактически за счет средств покупателей (Постановления ФАС Северо - Западного округа от 16.01.2001 N А44-2086/00-С13, ФАС Уральского округа от 13.12.2000 N Ф09-1685/2000-АК, ФАС Западно - Сибирского округа от 07.08.2000 N Ф04/1917-427/А70-2000).

Е. А.Скаковская

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

14.06.2001