Обязана ли организация сообщать в налоговый орган об открытии ей банком транзитного валютного счета?

Ответ: Организация не должна сообщать в налоговый орган об открытии ей банком транзитного валютного счета.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 данной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах используется следующее понятие счетов (счета) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

На основании п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И) для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 23.04.2013 N 03-02-07/1/13999, транзитный валютный счет имеет признаки, отличные от признаков счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ. Такой счет, в соответствии с п. 2.1 Инструкции N 111-И, открывается в обязательном порядке одновременно с текущим валютным счетом и имеет целевое использование.

ФНС России в Письме от 21.03.2013 N АС-4-2/4846 пояснила, что транзитный валютный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления организации. Поэтому специальный транзитный валютный счет не обладает признаками счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 N 10335/01.

Исходя из изложенного организация, которой от иностранного контрагента поступила иностранная валюта за поставленный товар, не должна сообщать в налоговый орган об открытии ей банком транзитного валютного счета.

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ излагается в новой редакции, согласно которой счетами (счетом) признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона N 134-ФЗ данное изменение вступает в силу с 01.01.2014.

Анализируя изложенное изменение, следует заключить, что оно не влияет на правовое регулирование рассматриваемого вопроса и транзитный валютный счет после 01.01.2014 по-прежнему не подпадает под понятие "счет", установленное НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

13.08.2013