Подлежит ли отмене решение налогового органа, если акт налоговой проверки был направлен по почте, однако налогоплательщик акт не получил и при этом не уклонялся от его получения лично?
Ответ: Если у налогоплательщика имеются доказательства того, что он не уклонялся от получения акта налоговой проверки лично, он может указать данное обстоятельство при обжаловании решения налогового органа в установленном порядке и с учетом всех обстоятельств дела вышестоящий налоговый орган или суд примет решение по жалобе. Неполучение налогоплательщиком акта может рассматриваться как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
На основании п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Исходя из изложенного направление акта налоговой проверки налогоплательщику по почте может осуществляться только в случае, если налогоплательщик или его представитель уклоняются от получения акта и этот факт отражен в акте.
В случае если акт правомерно направлен по почте, он считается врученным на шестой день с даты отправки, вне зависимости от того, получил ли действительно налогоплательщик данный акт. Однако если акт направлять по почте налоговый орган не имел права, то неполучение налогоплательщиком акта может рассматриваться как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.11.2008 N Ф04-6973/2008(15870-А03-34), отправление акта проверки по почте возможно только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения указанного акта. Следовательно, для отправления акта по почте налоговому органу необходимо было удостовериться, уклоняется ли налогоплательщик от подписания акта проверки, сделать об этом отметку в акте и отправить его по почте.
В Постановлении ФАС Московского округа от 07.05.2009 N КА-А41/3609-09 также сформулирован вывод о том, что возможность направления акта по почте предусмотрена нормой НК РФ только в случае уклонения проверяемого лица от получения акта, что должно быть отражено в акте налоговой проверки.
Из материалов дела не усматривается, что налогоплательщик уклонялся от получения акта проверки.
С учетом изложенного суд указал, что невручение налогоплательщику акта привело к необеспечению ему возможности представить возражения на акт камеральной налоговой проверки и объяснения по акту. При таких обстоятельствах суд удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС.
Таким образом, если у налогоплательщика имеются доказательства того, что он не уклонялся от получения акта налоговой проверки лично, он может указать данное обстоятельство при обжаловании решения налогового органа в установленном порядке и с учетом всех обстоятельств дела вышестоящий налоговый орган или суд примет решение по жалобе.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
13.08.2013