Вправе ли вышестоящий налоговый орган оставить без рассмотрения апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если жалоба подписана представителем организации по доверенности, однако документы, подтверждающие полномочия данного представителя, к жалобе не приложены?
Ответ: Применительно к жалобам, поданным до 03.08.2013, налогоплательщик может в суде доказывать неправомерность оставления вышестоящим налоговым органом без рассмотрения апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если жалоба подписана представителем организации по доверенности, однако документы, подтверждающие полномочия данного представителя, к жалобе не приложены. Применительно к жалобам, поданным с 03.08.2013, вышестоящий налоговый орган вправе оставить без рассмотрения апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если жалоба подписана представителем организации по доверенности, однако документы, подтверждающие полномочия данного представителя, к жалобе не приложены.
Обоснование: Как указано в п. 3 ст. 29 Налогового кодекса РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 100-ФЗ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 100-ФЗ с 01.09.2013 вступает в силу данный Закон, который вносит существенные изменения в ГК РФ.
В частности, Закон N 100-ФЗ ст. 185 ГК РФ излагает в новой редакции и дополняет ГК РФ ст. 185.1, согласно п. 4 которой доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
На основании п. 3 ст. 139 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 153-ФЗ) жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 140 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В силу п. 2 ст. 140 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 153-ФЗ) по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
В Информационном сообщении ФНС России от 15.02.2011 "О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган" отмечено, что к жалобе рекомендуется приложить доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).
При несоблюдении требований на подтверждение полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано.
Как следует из изложенного, перечень решений, которые может принять налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы, является исчерпывающим, и в НК РФ не указано такого решения, как оставление жалобы без рассмотрения. В то же время ФНС России указывает на возможность отказа в рассмотрении жалобы, если не подтверждены полномочия представителя налогоплательщика.
Судебная практика ФАС Московского округа (см., например, Постановления от 24.06.2011 N КА-А40/6183-11 и от 11.04.2011 N КА-А40/2304-11-2) указывает, что оставление жалобы без рассмотрения в подобных обстоятельствах неправомерно.
В то же время ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.12.2009 N Ф03-7507/2009 указал на правомерность оставления без рассмотрения жалобы налогоплательщика, поскольку приложенная к жалобе ксерокопия доверенности представителя налогоплательщика не была заверена в установленном порядке.
Законом N 153-ФЗ вносятся существенные изменения в НК РФ в части, касающейся обжалования актов налоговых органов.
В частности, гл. 19 НК РФ дополняется ст. ст. 139.2 и 139.3 НК РФ, ст. ст. 139 и 140 НК РФ излагаются в новой редакции.
На основании п. 4 ст. 139.2 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Пунктом 6 ст. 139.2 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) установлено, что положения данной статьи применяются также к апелляционной жалобе.
Как отмечено в п. 1 ст. 139.3 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ), вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Пункт 4 ст. 139.3 НК РФ (в ред. Закона N 153-ФЗ) закрепляет, что положения данной статьи, за исключением положений пп. 2 п. 1, применяются также к апелляционной жалобе.
Часть 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ закрепляет, что данный Закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 03.07.2013).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ, в случае если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона N 153-ФЗ, применяются положения части первой НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ.
Как следует из приведенных положений, после вступления в силу Закона N 153-ФЗ правовое регулирование рассматриваемого вопроса изменяется очень существенно. Вышестоящий налоговый орган нормами НК РФ наделяется полномочиями по оставлению жалобы без рассмотрения, при этом отдельно указывается такое основание, как отсутствие оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на подписание жалобы.
Таким образом, применительно к поданным до вступления в силу Закона N 153-ФЗ жалобам налогоплательщик может в суде доказывать неправомерность оставления вышестоящим налоговым органом без рассмотрения апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если жалоба подписана представителем организации по доверенности, однако документы, подтверждающие полномочия данного представителя, к жалобе не приложены. После вступления в силу Закона N 153-ФЗ (применительно к жалобам, поданным после этого) вышестоящий налоговый орган вправе оставить без рассмотрения апелляционную жалобу организации-налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если жалоба подписана представителем организации по доверенности, однако документы, подтверждающие полномочия данного представителя, к жалобе не приложены.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
13.08.2013