Как рассматривается для целей налога на прибыль (единого налога с совокупного дохода) получение денег за выданный простой вексель, если передача его осуществляется путем заключения договора купли - продажи?

Различен ли подход по данному вопросу к предприятиям, работающим по обычной системе налогообложения, и предприятиям, работающим по упрощенной системе налогообложения согласно Федеральному закону N 222-ФЗ от 29.12.1995?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 мая 2001 г. N 04-02-05/2/71

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии со ст.143 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой.

Пунктом 4 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

К расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.

Таким образом, для целей обложения налогом на прибыль средства, полученные от реализации векселя, включаются в налогооблагаемую базу за вычетом указанных расходов.

Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

В качестве объекта обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности наряду с валовой выручкой может устанавливаться совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал). Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности), включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам и стоимость оказанных услуг. Данный перечень видов расходов является исчерпывающим для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

При этом валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Учитывая изложенное, средства, полученные от реализации простого векселя, включаются в состав валовой выручки для целей обложения единым налогом с совокупного дохода.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

15.05.2001