О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей

(Фоков А. П.) ("Российский судья", 2012, N 8) Текст документа

О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ <*>

А. П. ФОКОВ

-------------------------------- <*> Fokov A. P. On consideration of civil cases involving disputes about consumer protection.

Фоков Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена современным проблемам судебной защиты прав потребителей и реализации норм гражданского права нижестоящими судами в свете рекомендаций Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Ключевые слова: Конституция РФ, Верховный Суд РФ, Гражданский кодекс, права потребителей, судебная защита, пленум, постановление.

The article deals with current issues of legal protection of consumer rights and the implementation of civil law by the lower courts in the light of the Resolution of the Plenum of the Supreme Court on June 28, 2012 N 17 "On consideration of civil cases involving disputes about consumer protection".

Key words: Constitution of the Russian Federation, the RF Supreme Court, Civil Code, consumer rights, judicial protection, plenum, resolution.

Конституция Российской Федерации устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы страны, в том числе и в сфере прав потребителей (ст. 15). Различные правоотношения, в которые вступают потребители, могут регулироваться и нормами международного права, содержащимися в различных международных договорах и соглашениях Российской Федерации. В то же время в рамках международного права могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в национальном законодательстве, в этом случае применяются нормы международного права. Основным международным правовым документом является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. N 39/248 "Руководящие принципы для защиты прав потребителей". В ней содержится перечисление законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены законные принципы: - защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; - содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; - доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; - просвещение потребителей; - наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; - свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. В международном праве существуют общепринятые акты, которые содержат нормы в области охраны прав потребителей. Так, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. (с изм. и доп.), устанавливает правила об ответственности перевозчика (гл. 3), защищая тем самым права пассажиров при осуществлении международных воздушных перевозок. Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г. и Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г. регулируют не только вопросы защиты прав потребителей, но и определяют условия, при которых защита осуществляется. Для достижения указанных целей задолго до подписания международных договоров в данной области решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г. была выработана Концепция взаимного правового регулирования хозяйственных отношений и выравнивания условий хозяйственной деятельности государств - членов Экономического союза. Закон Российской Федерации (далее - Закон) от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г.) является основополагающим в области защиты прав потребителей. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Закон дает основное понятие потребителя - гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Понятие изготовителя в Законе определяется как изготовитель-организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавец - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным Законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Так или иначе, но современное состояние экономики, вступление страны во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) предлагает отечественному законодателю постоянно усовершенствовать законодательство о защите прав потребителя, в том числе и основные понятия, приблизив их к нормам международного права. Необходимость усовершенствования Закона направлена на защиту интересов практически всего населения страны, и его новая редакция наглядно показывает, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. В современных условиях ориентация экономики на нужды человека требует максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Действующий Закон о защите прав потребителей постоянно корректируется в сторону усиления социальных гарантий граждан, повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны. Наряду с расширением прав потребителей Закон установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Произошли и существенные изменения в представлении о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушения прав потребителей и многие иные. В условиях эффективного развития рыночных отношений со времени принятия Закона о защите прав потребителей произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что требует не только внесения изменений и дополнений в Закон, но и соответствующих коррективов в новый Гражданский кодекс. Повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований Закона о защите прав потребителей является задачей судопроизводства. Поэтому Президиум Верховного Суда Российской Федерации 1 февраля 2012 г. утвердил Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел. Указанный Обзор явился предпосылкой последующего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (Российская газета. 2012. 11 июля. N 156 (5829)). Тем не менее уже в Обзоре Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения нижестоящим судам общей юрисдикции по целому ряду вопросов, которые необходимо было учитывать при рассмотрении дел, связанных с защитой прав потребителей. 1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на правоотношения сторон, договоры об оказании гражданам туристских услуг. 2. Правовые последствия нарушения договора об оказании посреднических услуг, хотя и не содержащие условия о стоимости таких услуг, разрешаются законодательством о защите прав потребителей. 3. Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям является незаконным. 4. Неправильное применение правил исчисления неустойки за просрочку выполнения требований потребителя незаконно. 5. Размер штрафа, взыскиваемый при отказе исполнителя добровольно удовлетворить требования потребителя, подлежит снижению в случае уменьшения общей суммы, присужденной судом в пользу потребителя. 6. К отношениям, возникающим из договора, заключенного между гражданином-инвестором, являющимся участником долевого строительства многоэтажного дома, в целях приобретения в собственность жилого помещения для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, применяется законодательство о защите прав потребителя. 7. Удовлетворение судом иска потребителя о взыскании стоимости невыполненных работ и неустойки с застройщика влечет наложение на ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требования удовлетворить законные требования потребителя. 8. Необоснованное приостановление производства по делу о защите прав потребителя нарушает право потребителя на судебную защиту. 9. Бремя доказывания лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации, уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере). 10. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает отсутствие в товаре недостатков либо возникновение недостатков не по его вине. Таким образом, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 9, 14 ФКЗ от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции", в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал соответствующие разъяснения в Постановлении от 28 июня 2012 г. N 17.

------------------------------------------------------------------

Название документа