Каковы правовые основы осуществления контроля за правильностью исчисления государственной пошлины и полнотой поступления ее в бюджет?
Ответ: Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина отнесена к федеральным налогам.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пп.2 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.7 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) установлено, что главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимого действия судами, нотариальными конторами, ЗАГСами и т. д.
Плательщики самостоятельно исчисляют государственную пошлину и уплачивают ее в бюджет, в подтверждение чего представляют учреждению, в которое они обращаются за совершением юридически значимых действий, платежный документ, сохраняемый в делах этих учреждений.
Таким образом, исходя из требований законодательства о налогах и сборах, указанных выше, налоговые органы обязаны осуществлять контроль за правильностью взимания государственной пошлины путем проведения налоговых проверок в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, государственных нотариальных конторах, учреждениях ЗАГСа, паспортно - визовых службах и т. д.
Согласно ст.101.1 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт по форме и требованиям к его составлению, регламентированным Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
Л. Н.Крыканова
Советник налоговой службы
I ранга
08.05.2001