Согласно п.1 ст.235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Абзац 4 п.1 ст.236 НК РФ говорит о том, что объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором

В связи с вышеизложенным возникает вопрос, начисляется ли единый социальный налог на суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом в рамках утвержденной им благотворительной программы, ведь данные суммы не учитываются в среднем заработке физического лица при начислении ему пенсии или социального пособия по нетрудоспособности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 марта 2001 г. N 04-04-07/37

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом, и сообщает следующее.

В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.

Таким образом, благотворительный фонд как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ.

При этом, по мнению Департамента, фонд не должен являться налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для фонда, не должны включаться в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса).

Вместе с тем, по мнению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, выплаты, осуществляемые благотворительными организациями, подлежат налогообложению (абз.4 п.3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465).

Поэтому для снятия имеющихся разночтении в понимании положений п.1 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, требуется внесение изменений и дополнений в данную статью, которые ясно бы указывали на исключение сумм благотворительной помощи из объекта обложения единым социальным налогом.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

20.03.2001