Предприятие имеет ряд торговых точек по реализации товаров народного потребления (хлебобулочных изделий, кондитерских товаров и т. д.) в виде стационарных торговых павильонов. Рассматриваются ли данные торговые точки для целей налогообложения как обособленные подразделения предприятия?
Ответ: Юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством, могут иметь филиалы и иные территориально обособленные подразделения. Примерами таких обособленных подразделений могут являться находящиеся вне места деятельности юридического лица подразделения (цех, склад, столовая, автопарк и т. д.).
Понятие и определение обособленного подразделения организации (юридического лица) ранее отсутствовало в налоговом законодательстве.
Для целей налогообложения применялось понятие обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), которое, в частности, содержится в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации и в ряде других законодательных актах (Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и т. д.).
Например, в ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации дано определение представительства и филиала юридического лица.
Так, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
При этом филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
С введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации в ст.11 впервые закреплено определение обособленного подразделения организации.
Во-первых, обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение.
Во-вторых, по месту нахождения этого подразделения должны быть оборудованы стационарные рабочие места.
В-третьих, рабочее место должно считаться стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с п.1 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Следует отметить, что понятие рабочего места отсутствует в налоговом законодательстве, в связи с этим, как предусмотрено вышеуказанной статьей Кодекса, необходимо обратиться за разъяснением данного понятия ("рабочее место") к нормам других отраслей права.
Так, "рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя" (ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
Из вышеназванного следует, что в случае если в данных торговых точках оборудованы стационарные рабочие места, то торговые павильоны для целей налогообложения следует рассматривать как обособленные подразделения юридического лица (предприятия).
А. А.Бастриков
Советник налоговой службы
II ранга
Е. В.Виговский
Советник налоговой службы
III ранга
13.03.2001