Негосударственное образовательное учреждение по организационно - правовой форме - некоммерческая организация оказывает платные образовательные услуги. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" от уплаты всех налогов освобождаются образовательные учреждения независимо от их организационно - правовой формы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако налоговые органы требуют уплаты налогов, перечисляемых в дорожный фонд

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2001 г. N 04-05-11/22

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Согласно ст.2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулирует законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с п.2 ст.17 и п.1 ст.56 Кодекса налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться исключительно в актах законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики и плательщики сборов могут использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах.

При этом ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлен налог на пользователей автомобильных дорог и предусмотрены налоговые льготы, в числе которых нет льгот для образовательных учреждений.

Согласно принятому Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" были внесены отдельные изменения и дополнения, но при этом не были введены льготы для образовательных учреждений.

Исходя из положений ст.4 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" его задачами являются регулирование правоотношений в области образования, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области образования, создание правовых гарантий для функционирования и развития российской системы образования.

К предмету указанного Закона не отнесены вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов. Таким образом, данный Закон не является актом законодательства о налогах и сборах.

Полагаем, что льгота, предусмотренная в Законе "Об образовании", не должна применяться.

В случае коллизии норм законодательных актов применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 N 199-0).

В случаях противоречия между законами суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют, какой именно закон подлежит применению в рассматриваемом деле.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

13.03.2001