В соответствии с п.10 ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма независимо от источников финансирования пользуются льготами по взиманию платы за землю. Распространяется ли действие данного пункта на туристические коммерческие организации?
Имеются ли предельные ограничения в размере базовых ставок арендной платы за землю, устанавливаемых местными органами власти?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2001 г. N 04-05-10/15
Департамент налоговой политики в связи с Вашим запросом сообщает следующее.
Согласно п.10 ст.12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источников финансирования.
В части налогообложения туристических организаций и учреждений туризма сообщаем следующее.
Со вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая изложенное, на коммерческие организации туризма действие п.10 ст.12 Закона РФ "О плате за землю", по мнению Департамента, не распространяется.
Что касается арендной платы, то в соответствии со ст.1 Закона РФ "О плате за землю" формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно ст. ст.19 - 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к налоговому платежу отнесен только земельный налог.
Арендная плата является формой оплаты за пользование земельным участком. Аренда земельного участка, как и аренда любого другого недвижимого имущества, относится к гражданско - правовым отношениям.
Гражданский оборот земли урегулирован частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Согласно ст.21 Закона РФ "О плате за землю" и Гражданскому кодексу Российской Федерации размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю, а также ответственность устанавливаются договором.
Порядок заключения договора аренды регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ
12.03.2001