Договором о долевом участии в содержании объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, находящихся на балансе одного из предприятий, конкретная доля расходов каждого участника договора не определена. При этом норматив, утвержденный местными органами государственной власти на содержание указанных объектов, превышает сумму фактических затрат предприятий при долевом участии в содержании объектов. Предприятия, осуществляющие долевое участие в содержании указанных объектов, заявили льготу по налогу на прибыль согласно пп."б" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в размере фактических затрат на содержание данных объектов

Правомерно ли в данном случае предоставление вышеуказанной льготы по налогу на прибыль?

Ответ: Льгота по налогу на прибыль на содержание объектов жилищного фонда и социально - культурной сферы установлена пп."б" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) и п.4.1.2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Согласно указанным документам при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.

Таким образом, вышеуказанная льгота может быть предоставлена предприятию, на балансе которого находятся указанные объекты, содержащиеся за счет прибыли, остающейся в распоряжении этого предприятия, а также предприятию, которое несет расходы по содержанию этих объектов в доле с предприятием, на балансе которого они находятся.

То есть долевое участие в содержании таких объектов предполагает использование на указанные цели прибыли данных предприятий.

При этом норматив, утверждаемый местными органами государственной власти, устанавливается на содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, находящихся на балансе организации, а не для каждого предприятия, которое принимает долевое участие в содержании данных объектов.

Основанием для предоставления вышеназванной льготы при долевом участии в содержании указанных объектов является договор о финансировании в порядке долевого участия, определяющий долю расходов по содержанию данных объектов каждой из сторон, заключаемый между предприятием - собственником данных объектов и предприятием, принимающим долевое участие в содержании указанных объектов.

То есть такой договор должен определять долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, финансируемую каждой из сторон.

В данном случае между предприятиями договором о долевом участии конкретная доля расходов по содержанию указанных объектов не определена.

Однако, учитывая, что фактические затраты указанных предприятий, осуществляющих долевое участие в содержании объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, в целом не превысили норматив, утвержденный местными органами государственной власти, оснований для непредоставления вышеуказанный льготы по налогу на прибыль не имеется.

З. Н.Семина

Советник налоговой службы

I ранга

07.03.2001