В связи с выявлением камеральной налоговой проверкой противоречия между сведениями, содержащимися в полученных от организации документах бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2012 г., налоговый орган на основании п. 3 ст. 88 НК РФ потребовал у организации до 17.05.2013 представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Необходимые пояснения представлены 24.05.2013, то есть с нарушением срока. Есть ли в данном случае основание для привлечения организации и ее должностных лиц к налоговой и административной ответственности?

Ответ: Если в связи с выявлением камеральной налоговой проверкой противоречия между сведениями, содержащимися в полученных от организации документах бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2012 г., налоговый орган на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ потребовал у организации до 17.05.2013 представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, а необходимые пояснения представлены 24.05.2013, то есть с нарушением срока, то в данном случае нет основания для привлечения организации и ее должностных лиц к налоговой и административной ответственности.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено требование налогового органа представить документы (иными словами, предусмотрено сообщение налогового органа, содержащее требование представить документы).

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

При этом из п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что налоговый контроль является видом государственного контроля (надзора).

В связи с этим налоговый орган признается органом, осуществляющим государственный надзор (контроль).

Вместе с тем следует учитывать и следующие обстоятельства.

Из п. 5 ст. 23 НК РФ следует, что налогоплательщик не несет ответственность за то, что не воспользовался своим правом.

В п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О указано, что по смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, предусмотренное п. 3 ст. 88 НК РФ представление необходимых пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Кроме того, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2012 по делу N А10-355/2012 указано: из положений п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что предусмотренное им сообщение рассматривается законодателем как процессуальный документ, принятый в рамках проводимой камеральной проверки налоговой декларации, не порождающий для лица, которому адресовано указанное сообщение, возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей.

В связи с изложенным следует признать, что если в связи с выявлением камеральной налоговой проверкой противоречия между сведениями, содержащимися в полученных от организации документах бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2012 г., налоговый орган на основании п. 3 ст. 88 НК РФ потребовал у организации до 17.05.2013 представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, а необходимые пояснения представлены 24.05.2013, то есть с нарушением срока, то в данном случае нет основания для привлечения организации и ее должностных лиц к налоговой и административной ответственности.

С. А.Альферович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

09.08.2013