Предприятие - заказчик заключило договор с подрядчиком на проведение текущего ремонта в производственном помещении. Была составлена смета работ, которые необходимо осуществить в рамках данного договора. При этом данная смета была подтверждена заказчиком и договор не содержал никаких иных условий и указаний о стоимости выполнения ремонта. Заказчик перечислил подрядчику сумму аванса на приобретение материалов для проведения ремонта, а в конце срока его проведения - оставшуюся сумму в соответствии с утвержденной сметой. Однако после выполнения всех работ подрядчик сообщил, что его расходы несколько превысили установленную сметой сумму в связи с тем, что подрядчик использовал более дорогие материалы, чем предполагалось по смете, в связи с их более высоким качеством. Может ли подрядчик в этом случае рассчитывать на возмещение заказчиком понесенных дополнительно расходов - дополнительной стоимости материалов и какие бухгалтерские проводки он должен сделать по рассматриваемой операции (выручка в целях налогообложения определяется "по отгрузке")?

Ответ: В соответствии со ст.709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы, которая приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. При этом цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре (как в рассматриваемой ситуации) цена работы считается твердой. В связи с этим на основании указанной статьи ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем необходимых для выполнения работ расходов. Поэтому в данном случае все дополнительные расходы будут производиться за счет подрядчика. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) данная ситуация должна быть отражена на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дт 51 - Кт 64 - получен аванс от заказчика;

Дт 64 - Кт 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС с полученного аванса;

Дт 10 - Кт 60 - отражена стоимость материалов, приобретенных для ремонта;

Дт 19 - Кт 60 - отражен НДС по приобретенным материалам;

Дт 60 - Кт 51 - отражена оплата материалов продавцу;

Дт 68, субсчет "Расчеты по НДС" - Кт 19 - отнесен НДС по приобретенным материалам на расчеты с бюджетом;

Дт 20 - Кт 10 - списана стоимость израсходованных материалов;

Дт 20 - Кт 70 (69) - отражаются расходы, связанные с выполнением ремонтных работ (оплата труда рабочих с учетом соответствующих отчислений);

Дт 62 - Кт 46 - отражается выручка за выполненные работы;

Дт 46 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по ремонтным работам;

Дт 68, субсчет "Расчеты по НДС" - Кт 64 - восстановлен НДС, начисленный ранее с полученного аванса;

Дт 46 - Кт 20 - списаны на реализацию расходы, связанные с выполнением работ по договору (стоимость материалов плюс оплата труда работников с соответствующими отчислениями);

Дт 26 - Кт 67, субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дт 46 - Кт 26 - списан на реализацию налог на пользователей автомобильных дорог;

Дт 46 - Кт 80 - отражен финансовый результат по данной операции;

Дт 64 - Кт 62 - зачтен полученный ранее от заказчика аванс;

Дт 51 - Кт 62 - отражен окончательный расчет с заказчиком за выполненные работы.

26.12.2000 М. Александрова

Советник налоговой службы

III ранга