Подлежит ли включению в облагаемый подоходным налогом доход за 1999, 2000 г. стоимость обучения в высшем учебном учреждении, в частности получение высшего юридического образования, сотрудника аудиторской фирмы, имеющего высшее экономическое образование и аттестат на право осуществления аудиторской деятельности, в случае оплаты стоимости обучения аудиторской фирмой?

Ответ: Статьей 3 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, которым не предусмотрено предоставление физическим лицам в целях налогообложения льгот по суммам, уплаченным предприятиями, учреждениями, организациями за получение этими лицами высшего и среднего профессионального образования.

Пункт 3 ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривает, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Письмо Госналогслужбы России от 28.06.1996 N 08-1-07/790 разъясняет, что в налогооблагаемый доход физических лиц не включаются:

- стоимость профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, организуемой предприятиями, учреждениями и организациями за свой счет в порядке ст.184 Кодекса законов о труде Российской Федерации, предусматривающей бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве;

- стоимость высшего или среднего образования, получаемого физическими лицами: в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 N 942 Положением "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; в порядке переподготовки, осуществляемой на основе государственного заказа согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" за счет средств федерального бюджета.

Оплата стоимости обучения физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций в иных случаях подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход этих лиц в общеустановленном порядке в соответствии с п.6 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Кроме того, на момент проверки сотрудник имел высшее экономическое образование, что в рамках базового образования является достаточным для получения квалификационного аттестата аудитора.

Так, Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Образование аудитора", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22.01.1998 (протокол N 2), устанавливает минимальные требования к образованию и повышению квалификации аттестованного аудитора и является обязательным для допуска претендентов к квалификационным экзаменам на получение аттестата на право осуществления аудита (п.1.3 Правила).

Одним из элементов образования аудитора, отнесенным к основным требованиям к образованию аудитора, является наличие базового образования (п.2.1 Правила).

Базовое образование согласно п.2.2 Правила включает в себя в соответствии с действующим законодательством высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Пункт 21 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", устанавливает, что к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование.

Также данные требования устанавливает п.3 Порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (следует отметить, что данное Постановление Правительства Российской Федерации применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Так, к аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование.

Кроме того, п.3 Порядка проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного на заседании Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Минфина России (протокол N 4 от 05.07.1994), и п.3 Порядка проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного на заседании Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Минфина России (п.8 протокола N 66 от 25.03.1999), устанавливают, что претенденты обязаны представить нотариально заверенную копию диплома о высшем (среднем специальном) экономическом или юридическом образовании.

Все указанное выше свидетельствует о том, что для получения квалификационного аттестата аудитора претенденту достаточно иметь экономическое или юридическое образование.

22.12.2000 А. А.Бастриков

Советник налоговой службы

II ранга