Следует ли налоговым органам руководствоваться при оформлении результатов выездных налоговых проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов) налоговым законодательством и Инструкцией N 60 от 10.04.2000 в случае выявления нарушений уплаты арендной платы за землю?
Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" арендная плата является формой платы за землю. При этом размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.
Согласно ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) до введения в действие ст. ст.13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации перечень налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, определяется Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Указанным Законом арендная плата за землю как налог (сбор) не установлена и арендная плата за землю, вносимая на основании договора, не отвечает признакам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, определяющим понятие налога (сбора), и, следовательно, является неналоговым платежом.
Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" арендная плата за земли городов и поселков, земли сельскохозяйственного назначения и другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к неналоговым доходам.
Вместе с тем, поскольку согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, контроль за полнотой поступления арендной платы за землю также осуществляется налоговыми органами.
Кроме того, ст.16 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" устанавливает, что в 2000 г. плательщики арендной платы за земли городов, поселков и сельскохозяйственных угодий должны перечислять указанные платежи в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время действует Приказ Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", в соответствии с которым налоговые органы должны обеспечить ведение оперативно - бухгалтерского учета по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в Приложении N 1, в которое включены земельный налог и арендная плата за землю (форма N 25 л/с N 6).
Согласно Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", зарегистрированной Минюстом России 07.06.2000 N 2259, факты нарушений действующего законодательства, не относящиеся к налоговым правонарушениям, выявленные в ходе проверки, в том числе факты нарушения уплаты арендатором арендной платы за землю, подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки.
Так, в соответствии с п.1.11.1 Инструкции N 60 в описательной части акта выездной налоговой проверки по каждому отраженному в акте факту нарушения должны быть четко изложены квалификация совершенного нарушения со ссылками на законодательные и иные нормативно - правовые акты, ссылки на первичные документы, подтверждающие факты неполного и несвоевременного перечисления арендной платы в соответствующий бюджет, размер штрафных санкций, предусмотренных договором аренды за несвоевременное перечисление арендной платы, сумма задолженности по арендной плате с начисленными штрафными санкциями, подлежащими перечислению в бюджет и т. д.
Кроме того, в связи с тем что налоговым органам не предоставлено право взыскания в бесспорном порядке задолженности по арендной плате за землю, в акте проверки необходимо предложить плательщику арендной платы добровольно погасить образовавшуюся задолженность и сообщить о выявленных фактах неполного и несвоевременного перечисления арендной платы в бюджет в соответствующий орган (земельный комитет, финансовое управление, комитет по управлению имуществом и т. д.), который ведет организацию учета плательщиков арендной платы, для принятия мер по погашению задолженности.
14.12.2000 Е. Н.Исакина
Советник налоговой службы
II ранга