Согласно ст.9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ своим Письмом от 15 августа 2000 г. N МЗ-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса Российской Федерации" также оставил за собой право на осуществление полномочий по налоговому контролю, вплоть до выездных (документальных) проверок плательщика на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых взносов. Просьба разъяснить.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 ноября 2000 г. N 04-04-07

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу исключения дублирования функций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионного фонда Российской Федерации и сообщает следующее.

Согласно положениям гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)", введенной в действие с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, страховые взносы, существующие в настоящее время и уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования, заменяются единым социальным налогом.

В связи с этим и в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ о введении в действие части второй Налогового кодекса (НК) РФ, о котором Вы сообщаете в своем письме, с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые органы. Таким образом, в отношении плательщиков единого социального налога налоговые органы:

проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия по налоговому контролю, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;

проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ;

взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2001 г. в порядке, установленном НК РФ.

Вместе с тем сообщаем, что Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования сохраняются как самостоятельные государственные институты, осуществляющие оперативное управление и расходование своих средств.

Введение единого социального налога никак не влияет на порядок формирования бюджетов этих фондов, поскольку не затрагивает вопросы бюджетного планирования и распределения их средств. То есть законы о бюджетах этих фондов, как и сейчас, будут ежегодно приниматься, и социальный налог не будет влиять на расходную часть бюджетов фондов, а будет влиять только на доходную часть.

При этом всевозможные письма, издаваемые органами управления государственных социальных внебюджетных фондов по вопросам контроля за порядком уплаты страховых взносов в эти фонды, утрачивают силу с введением в действие части второй НК РФ.

Что касается Письма Пенсионного фонда РФ от 15 августа 2000 г. N МЗ-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса Российской Федерации", где имеются ссылки на действующую часть первую Налогового кодекса РФ, в которой на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, то указанное Письмо с 1 января 2001 г. действовать не будет.

В настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ в части исключения полномочий органов государственных внебюджетных фондов по налоговому контролю из текста Кодекса.

02.11.2000 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ