МУП отпускает коммунальные услуги жилищно - эксплуатационному тресту по тарифу для населения, утвержденному городской администрацией. Все расчеты с населением, проживающим в домах муниципального жилого фонда, осуществляются жилищным трестом. Для ведения расчетов жилищная организация располагает полными данными о квартиросъемщиках, в том числе об имеющих льготы по оплате коммунальных услуг
Разницу в тарифах между платежами, предъявленными МУП и уплаченными льготниками, возмещает жилищному тресту бюджет района.
Во избежание разногласий с финансовыми органами просим разъяснить, что является объектом обложения налогом на добавленную стоимость по услугам, оказанным жилищным трестом для льготной категории граждан: полная стоимость услуг, оказанных льготной категории квартиросъемщиков (без учета предоставленных льгот), или только суммы, поступившие от населения (с учетом предоставленных льгот).
Ответ: Статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения.
Пунктом 13 указанной статьи Налогового кодекса предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 1 ст.31 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Скидки к утвержденным в установленном порядке тарифам (льготные тарифы) утверждаются отдельным категориям потребителей, которые указаны в законах или иных правовых актах (п.2 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с учетом изменений и дополнений), а также п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" оплата населением жилья и коммунальных услуг осуществляется по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие части второй Кодекса ссылки на нее приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Порядок взимания налога на добавленную стоимость в настоящее время регулируется Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений).
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость.
Поэтому в тех случаях, когда население оплачивает коммунальные услуги по государственным регулируемым ценам (тарифам), при определении облагаемого оборота по налогу на добавленную стоимость следует исходить из фактически поступивших сумм за услуги по льготным тарифам, предусмотренным для отдельных категорий граждан соответствующими законодательными или нормативными актами.
01.11.2000 А. И.Черный
Советник налоговой службы
II ранга