О праве налогового органа направлять поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета ее обособленного подразделения
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2013 г. N АС-4-2/14488
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.
Согласно п. 5 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) направляются налоговым органом по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. Эти условия установлены в целях определения даты получения такого документа как шестого дня со дня его отправки заказным письмом по почте согласно п. 4 ст. 31 Кодекса (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступающего в силу с 24.08.2013).
Согласно п. 3 ст. 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Пунктом 1 ст. 83 Кодекса определено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Таким образом, налоговый орган вправе направить документ, который используется при реализации им своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по любому месту учета лица налоговым органом. В том числе в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения организации.
Предполагаемое место нахождения истребуемого документа налоговый орган определяет исходя из имеющейся информации о сделке или операции, которая оформлена этим документом, иных имеющихся сведений. Необходимо отметить, что правильное определение места нахождения документа способствует своевременности исполнения требования лицом, у которого он потребуется, а также своевременности получения его налоговым органом, то есть в интересах обеих сторон.
В случае если обособленное подразделение организации не располагает истребуемым документом, полученное им требование о представлении документов (информации) может быть передано на исполнение в другое обособленное подразделение организации. Во всяком случае, ответственной за исполнение требования налогового органа является организация в целом, обстоятельства, связанные с внутренними процедурами документооборота в организации, во внимание не должны приниматься. Отказ в представлении документа на указанном основании будет являться неправомерным.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С. Н.АНДРЮЩЕНКО
08.08.2013