Увеличивается ли лимит стоимости предметов, учитываемых организациями в составе средств в обороте (МБП), в связи с выходом Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с пп."б" п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, ред. от 24.03.2000) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлены следующие минимальные размеры оплаты труда:

- с 1 июля 2000 г. в сумме 132 руб. в месяц;

- с 1 января 2001 г. в сумме 200 руб. в месяц;

- с 1 июля 2001 г. в сумме 300 руб. в месяц.

При этом согласно ст.3 настоящего Закона указанный минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Исходя из положений ст.3 данного Закона можно сделать вывод, что новые минимальные размеры оплаты труда не применяются для определения лимита стоимости предметов, учитываемых организациями в составе средств в обороте (МБП).

С другой стороны, возникает вопрос, какой минимальный размер оплаты труда следует применять для этих целей в настоящее время с учетом того, что с 01.07.2000 утратил силу Федеральный закон от 09.01.97 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", устанавливавший минимальный размер оплаты труда в сумме 83,49 руб. в месяц?

Для некоторых платежей, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ определяет базовые суммы, на основе которых следует исчислять эти платежи начиная с 01.07.2000.

Так, в соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Исчисление платежей по гражданско - правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Конечно, отнесение имущества к той или иной группе влечет за собой определенные налоговые последствия, то есть лимит стоимости средств в обороте (МБП) оказывает косвенное влияние на величину таких налогов, как налог на имущество предприятий и налог на прибыль предприятий и организаций. Кроме того, стоимость, по которой средства в обороте принимаются к бухгалтерскому учету, определяется исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре, то есть в гражданско - правовом обязательстве.

Однако Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не регулирует непосредственно исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, в том числе и по гражданско - правовым обязательствам. Подпункт "б" п.50 этого Положения только использует минимальный размер оплаты труда как критерий для отражения в бухгалтерском учете имущества в составе либо основных средств, либо средств в обороте.

Поэтому нельзя однозначно утверждать, что начиная с 01.07.2000 организациям для определения лимита стоимости предметов, учитываемых в составе средств в обороте (МБП), следует руководствоваться нормами ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

Как видим, в настоящее время рассматриваемый вопрос нормативно не урегулирован. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ не содержит положений, позволяющих определить, какой суммой - установленным ст.1 минимальным размером оплаты труда или базовой суммой, установленной ст.5, - следует руководствоваться для целей бухгалтерского учета.

На имеющуюся неопределенность в решении данного вопроса также указывает и изменившаяся позиция Министерства финансов РФ (сравним Письма от 15.09.2000 N 04-02-05/11 и от 18.10.2000 N 16-00-17/26).

Налогоплательщику, избирающему тот или иной вариант решения этого вопроса для применения в практической деятельности, мы рекомендуем учитывать все возможные последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные.

Представляется, что в данной ситуации налоговые органы, скорее всего, будут исходить из положений ст.5 Закона и применять для определения лимита стоимости средств в обороте с 01.07.2000 базовую сумму, равную 83,49 руб., а с 01.01.2001 - базовую сумму, равную 100 руб.

При таких обстоятельствах использование налогоплательщиком для целей бухгалтерского учета с 01.07.2000 минимального размера оплаты труда в сумме 132 руб. в месяц может расцениваться налоговым органом, во-первых, как занижение налоговой базы по налогам на прибыль и на имущество, и (или) во-вторых, как правонарушение, предусмотренное ст.120 Налогового кодекса РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения).

В случае спора с налоговым органом по этому поводу налогоплательщик вправе защищать свою позицию в суде (ст. ст.137, 138 Налогового кодекса РФ). При таком развитии событий в сложившейся ситуации, на наш взгляд, допустимо ссылаться на п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

23.10.2000 Т. А.Ашомко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета