За период март - апрель 2013 г. при отработке железорудного месторождения открытым способом попутно были извлечены забалансовые руды с содержанием Fe 15 - 19%. Минимальное промышленное содержание железа общего в подсчетном блоке согласно утвержденным кондициям составляет 24%
Таким образом, забалансовые запасы железных руд перемещены из недр в спецотвал, предусмотренный проектом отработки, что будет отражено в форме статистической отчетности 5-ГР. В переработку данные руды не вовлекались в связи с качеством, не отвечающим требованиям технико-экономического обоснования действующих в настоящий период эксплуатационных кондиций, то есть руды, заскладированные на спецотвале забалансовых руд с целью их сохранения для возможного использования в будущем, фактически находятся на государственном балансе и являются собственностью государства.
Облагаются ли НДПИ забалансовые запасы железных руд?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2013 г. N 03-06-06-01/32082
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО о применении положений ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых железных руд с пониженным содержанием железа, добытых из забалансовых запасов полезных ископаемых, и с учетом мнения Минприроды России по данному вопросу сообщает.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В силу п. 1 ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 342 Кодекса полезные ископаемые, добытые при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) запасов полезных ископаемых, отнесение к которым осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежат налогообложению НДПИ по ставке в размере 0 процентов (0 руб.).
Согласно Порядку отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведочных запасов. При этом сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам направляются Федеральным агентством по недропользованию в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Особенностей налогообложения НДПИ полезных ископаемых, добытых из забалансовых запасов полезных ископаемых, Кодексом не установлено.
В соответствии с распоряжением Минприроды России от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивают получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Приказом Минприроды России от 07.03.1997 N 40 утверждена Классификация запасов полезных ископаемых, согласно п. 5.1 которой к забалансовым запасам относятся:
- запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горнотехническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам;
- запасы, извлечение которых на момент оценки экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки, но использование которых в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или при техническом прогрессе, обеспечивающих снижение издержек производства.
Несмотря на сходные природно-технологические характеристики некондиционных и забалансовых запасов полезных ископаемых, сопоставление их признаков показывает, что некондиционные запасы - это запасы, не соответствующие, в первую очередь, определенному качеству, а забалансовые запасы - запасы соответствующего качества, но в определенный период времени нерентабельные к добыче в силу экономических, технологических, горнотехнических, экологических и иных обстоятельств, что не дает оснований для вывода о тождественности понятий "забалансовые" запасы и "некондиционные" запасы в целях применения положений гл. 26 Кодекса.
Таким образом, при добыче полезных ископаемых из забалансовых запасов полезных ископаемых, не отнесенных к некондиционным запасам в установленном порядке, налогообложение НДПИ производится в общеустановленном порядке.
При этом сообщаем, что направляемое мнение Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
08.08.2013