Как известно, организации могут создавать оценочные резервы, в т. ч. резервы по сомнительным долгам. При этом такие резервы вправе создавать не все организации, а лишь соблюдающие определенные условия. В связи с тем, что такие условия не отражены компактно в одном документе, организация просит привести полный перечень таких условий

Ответ: Формирование оценочных резервов в организации производится в целях обеспечения одного из основных требований ведения бухгалтерского учета - осмотрительности, которое в соответствии с п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. В настоящее время нормативные документы регламентируют образование двух оценочных резервов - резерва сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию (товары, работы, услуги) с отнесением сумм резерва на финансовые результаты организации (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), а также резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (п.45 этого же Положения и п.3.5 Приказа Минфина России от 15.01.1997 N 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами"). При этом для создания указанных резервов организации должны соблюдать определенные условия, которые действительно отражены в нескольких документах. Анализ этих документов позволяет выделить следующие условия, при соблюдении которых организацией создается резерв по сомнительным долгам:

- резерв может быть создан только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);

- резерв создается организациями, применяющими метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (п.3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49);

- резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и п.3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49), причем дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом;

- величина резерва определяется организацией отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);

- создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации (на основании норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н);

- с 1 января 1999 г. резервы по сомнительным долгам могут создаваться не только по результатам инвентаризации, проводимой организацией в конце отчетного года, но и в течение всего года (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

10.10.2000 М. Александрова

Советник налоговой службы

III ранга