Правильно ли мы считаем, что санаторно - курортные учреждения профсоюзов по своей правовой форме относятся к некоммерческим организациям, а именно, являются негосударственными учреждениями, учредителями которых являются профсоюзные организации? Каков порядок отнесения затрат на себестоимость этих организаций?
Внесенными изменениями в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ определено, что основные средства некоммерческих организаций не подлежат амортизации. В связи с этим налогооблагаемая прибыль таких организаций окажется значительно выше (на сумму износа), что ставит их в неравное положение с коммерческими организациями при прочих равных условиях. Просьба разъяснить.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2000 г. N 04-02-05/4
Департамент налоговой политики в связи с Вашим запросом сообщает следующее.
Санаторно - курортные учреждения исходя из характера осуществляемой ими деятельности, по нашему мнению, не могут по своей организационно - правовой форме относиться к некоммерческим организациям. В связи с этим они должны вести учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, как все коммерческие организации.
В отношении вопроса начисления амортизации на основные фонды некоммерческих организаций сообщается следующее.
Согласно изменениям, внесенным в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н, на приобретенные после 1 января 2000 г. основные средства некоммерческих организаций амортизация не начисляется.
Статьей 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговым законодательством установлено, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. До принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.
Учитывая изложенное, считаем возможным некоммерческим организациям по основным средствам, приобретенным начиная с 1 января 2000 г. за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемым в целях осуществления этой деятельности, определять и учитывать для целей исчисления налоговой базы амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.
При этом некоммерческие организации корректировку суммы превышения доходов над расходами, от которой исчисляется налог на прибыль, производят по строке 5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
Одновременно сообщается, что МНС России совместно с Минфином России по данному вопросу готовят разъяснения.
04.10.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ