Заготовительное предприятие занимается скупкой сырья в виде лома черных и цветных металлов у физических лиц и дальнейшей реализацией скупленного сырья или результатов его переработки. Можно ли предприятию при определении налоговой базы по НДС, считая лом металлов сырьем, пользоваться порядком определения облагаемой базы, предусмотренным п.3 ст.4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" для заготовительных организаций при покупке ими сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?

Наш довод об отнесении лома металлов ко вторичному сырью базируется, в частности, на п.96 Приказа Минфина России "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" от 20.07.1998 N 33н, указывающем, что непригодные детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования приходуются как вторичное сырье.

Эти пришедшие в негодность изделия промышленного и бытового назначения, их части, оборудование, механизмы, конструкции, транспортные средства и другие источники, т. е. основные средства, которые в результате их создания и обращения не раз облагались различными видами налогов, в том числе и НДС. Соответственно, при обращении деталей, механизмов и оборудования в качестве лома металлов отсутствует экономическая обоснованность налогообложения оборота лома металлов по ставке 20%.

В дополнение к приведенным доводам следует сослаться и на ст.3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", согласно которой не являются объектом налогообложения обороты по реализации сырья, в том числе и вторичного.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 сентября 2000 г. N 04-03-11

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с п.3 ст.4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость") особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлены при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц, и продуктов их переработки.

По нашему мнению, лом цветных и черных металлов не может считаться сырьем для целей применения указанного положения налогового законодательства по следующим причинам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 304) лом цветных и черных металлов (металлолом) определяется не как "сырье", а как "отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств и других источников".

Кроме того, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что лом цветных и черных металлов может быть использован в качестве сырья в металлургическом производстве только после его переработки в результате хозяйственной деятельности, т. е. после изменения его исходного вида и состояния (после сортировки, резки, измельчения, прессования, брикетирования, переплавки и др.). Поэтому в данном случае, при наличии в вышеуказанном Постановлении Правительства Российской Федерации конкретных терминов и основных понятий определять для целей льготного налогообложения лом цветных и черных металлов как "сырье", по нашему мнению, неправомерно.

Учитывая изложенное, при реализации металлолома, закупаемого у физических лиц, оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, является полная стоимость данного товара.

По вопросу экономической обоснованности обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации металлолома необходимо отметить, что в соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), на которую Вы ссылаетесь в своем письме, этим налогом облагаются операции по реализации товаров. При этом согласно п.3 ст.38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения товаром признается любое реализуемое имущество (в том числе сырье, металлолом, отходы производства и т. д.). Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, согласно которому налогоплательщик имеет право на зачет (возмещение) налога, уплаченного поставщикам товаров, приобретаемых для перепродажи, или материальных ресурсов производственного назначения, не может привести к многократному налогообложению одного и того же товара.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п.4 ст.154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в действие с 1 января 2001 г., особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлены при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, и продуктов ее переработки. При этом в данном пункте указанной статьи Кодекса реализация сырья не упоминается.

29.09.2000 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Н. А.КОМОВА