Применение договора энергоснабжения в электроэнергетике и его правовое регулирование

(Рецлов С.) ("Юрист", 2008, N 9) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

С. РЕЦЛОВ

Рецлов С., аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Южного федерального университета.

Правовое регулирование договора энергоснабжения берет свое начало с момента принятия части второй Гражданского кодекса <1>. В ней содержится отдельный параграф в главе о договоре купли-продажи, в котором урегулированы основные аспекты заключения, исполнения и расторжения договора энергоснабжения и установлена ответственность за его нарушение. До начала 2003 г. договор энергоснабжения, установленный ГК РФ, являлся центральным договором, регулировавшим оборот электрической энергии. -------------------------------- <1> Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

С началом реформирования отрасли это положение изменилось. Федеральный закон "Об электроэнергетике" <2> предусмотрел для потребителей такие договоры, как договор об осуществлении технологического присоединения, договор об оказании услуг по передаче электроэнергии, договор купли-продажи электрической энергии, договор об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению. Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" <3> (далее - ФЗ "О функционировании электроэнергетики в переходный период") была установлена необходимость разделения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению и деятельности по производству и реализации электроэнергии. Поскольку договор энергоснабжения создавался для снабжения электрической энергией в условиях неразделенной деятельности по сбыту и транспорту электроэнергии, то можно было предположить, что в новых условиях данный договор должен будет применяться тогда, когда в законодательстве допускается возможность совмещения этих видов деятельности. Из ФЗ "О функционировании электроэнергетики в переходный период" следовало, что договор энергоснабжения будет использоваться: -------------------------------- <2> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177. <3> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.

- в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и в условиях эксплуатации объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств; - при урегулировании отношений с территориальными сетевыми организациями в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присваивается статус гарантирующего поставщика электрической энергии; - при урегулировании отношений с эксплуатирующими организациями, которые осуществляют деятельность в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций. При этом оптовый рынок оказался исключенным из сферы действия договора энергоснабжения. Это стало очевидно, когда решением Наблюдательного совета НП "АТС" <4>, принятым в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода <5>, была утверждена стандартная форма договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, содержавшая в качестве приложений стандартные формы всех договоров, заключаемых на оптовом рынке. Договора энергоснабжения в них предусмотрено не было. -------------------------------- <4> Протокол заседания Наблюдательного совета НП "АТС" от 11 августа 2006 г. N 97. <5> Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.

В доктрине высказывались суждения о месте договора энергоснабжения в новом энергетическом законодательстве. Е. Л. Осипчук, отмечая, что "Федеральный закон "Об электроэнергетике" не содержит четких норм, дающих возможность однозначно определить правовую природу договора энергоснабжения" <6>, предлагала считать, что на розничных рынках электроэнергии договор энергоснабжения должен применяться в тех случаях, когда лицо приобретает электроэнергию для потребления, в то время как договор купли-продажи опосредует отношения, связанные с приобретением электрической энергии в целях ее дальнейшей перепродажи <7>, т. е. заключается в предпринимательских целях. Кроме этого, автор высказала предложение о целесообразности применения договора энергоснабжения и на оптовом рынке, когда энергия приобретается крупным потребителем для собственного потребления <8>. -------------------------------- <6> Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 167. <7> Осипчук Е. Л. Указ. соч. С. 168, 176. <8> Осипчук Е. Л. Указ. соч. С. 194 - 195.

С. А. Свирков предположил, что практическое применение договора энергоснабжения сводится к ситуациям, когда "продолжают действовать договоры энергоснабжения, заключенные в дореформенный и переходный периоды с нереструктуризированными субъектами розничных рынков (АО-энерго)" <9>, и когда "конструкция договора энергоснабжения может быть использована в отношениях потребителей и субъектов, в отношении которых установлены исключения из законодательного запрета на совмещение конкурентных и монопольных видов деятельности" <10>. -------------------------------- <9> Свирков С. А. Понятие и квалификация договора энергоснабжения электрической энергией // Экономика и финансы электроэнергетики. 2005. N 11. С. 162. <10> Свирков С. А. Указ. соч. С. 162.

Однако принятые Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее также - Правила розничных рынков переходного периода, Правила N 530) <11> ввели иную концепцию договора энергоснабжения. Рассматриваемый договор выступил в качестве регулятора отношений между гарантирующим поставщиком и потребителем электрической энергии, в которых гарантирующий поставщик самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии. При этом условие об оказании услуги по передаче электроэнергии гарантирующим поставщиком не ставится в зависимость от того, присоединены энергопринимающие устройства лиц к электрическим сетям гарантирующего поставщика (это возможно тогда, когда гарантирующий поставщик является энергоснабжающей организацией в соответствии с п. 3 Правил N 530) или присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 6). -------------------------------- <11> Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876.

Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" <12> в ФЗ "О функционировании энергетики в переходный период" было внесено положение, из которого с определенной долей вероятности можно сделать вывод о применении договора энергоснабжения для граждан в будущем. В соответствии с абз. 2 ст. 6 этого Закона все категории потребителей до 1 января 2011 г. должны покупать весь объем своего потребления по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения. Учитывая, что в этой норме отсутствует указание на договор купли-продажи электроэнергии, который, исходя из нынешнего законодательства, граждане также могут заключать, можно предположить, что законодатель не распространяет на этот договор требование о регулируемой цене. Отсюда следует, что для граждан особенностью договора энергоснабжения будет наличие в нем регулируемой цены, тогда как в договоре купли-продажи цена будет свободной. -------------------------------- <12> Российская газета. 2007. N 4512.

В настоящее время существует два блока норм, регулирующих договор энергоснабжения. Первый блок сосредоточен в Гражданском кодексе, второй - в Правилах розничных рынков переходного периода. Постараемся разобраться в их соотношении исходя из следующих предпосылок. 1. Нормы договора энергоснабжения в Гражданском кодексе имеют приоритет над нормами Правил розничных рынков переходного периода. В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Этот вывод подтверждает и вступивший в силу п. 4 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике", определяющий, ЧТО ОТНОШЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков В ТОЙ ЧАСТИ, В КОТОРОЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПУСКАЕТ принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (выделено нами). Кроме того, в этом пункте установлено, что не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Обратим внимание, что вступление данной нормы в законную силу, на наш взгляд, приводит к возникновению некоторых сложностей. Она не согласуется с п. 3 ст. 539 ГК РФ, поскольку там не установлено ограничений на количество правовых актов, регулирующих договор энергоснабжения, и ставит под сомнение легитимность самого существования норм о договоре энергоснабжения в Правилах N 530. Это вызвано тем, что данный нормативный акт регулирует соответствующие отношения только в течение переходного периода, в то время как основные положения функционирования розничных рынков должны быть приняты уже по окончании реформирования электроэнергетики. Позиция о приоритете норм Гражданского кодекса в рассматриваемом вопросе могла быть достаточно убедительной, если бы в качестве гарантирующего поставщика выступали только энергоснабжающие организации, функционирующие в закрытых территориальных энергосистемах, или сетевые организации. Однако в большинстве случаев договор энергоснабжения, определенный в Правилах розничных рынков переходного периода, как уже было отмечено, существует в условиях разделения монопольных и конкурентных видов деятельности, тогда как нормы договора энергоснабжения ГК для таких условий не предусмотрены. Тем не менее анализ судебной практики показывает, что суды применяют в первую очередь нормы договора энергоснабжения, установленные Гражданским кодексом. При рассмотрении вопросов, связанных с договором энергоснабжения в отношении продавца электроэнергии, они употребляют понятие "энергоснабжающая организация", а не "гарантирующий поставщик", несмотря на то что существует разграничение в отношении этих субъектов <13>. Для обозначения покупателя электрической энергии нередко используются понятия "абонент" и "субабонент", хотя новое энергетическое законодательство больше не использует эти понятия. Существенные условия договора энергоснабжения устанавливаются судом исходя из положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса <14>. При юридической квалификации отношений из рассматриваемого договора в первую очередь применяются нормы ГК <15>, а не Правил N 530. -------------------------------- <13> Гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике"). Энергоснабжающие организации осуществляют продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещают эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (пп. "г" п. 3 Правил N 530). <14> См.: Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07. <15> См., например: Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07.

2. Нормы Правил розничных рынков переходного периода в правовой иерархии находятся выше, чем нормы Гражданского кодекса. Этот вывод следует из самих Правил, в п. 75 которых определено, что договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил розничных рынков переходного периода, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами. Это положение предопределяет необходимость изменения условий договоров, заключенных до принятия Правил розничных рынков. Однако в ст. 422 ГК установлено, что распространить свое действие на ранее заключенный договор может только закон, когда в нем установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Это обстоятельство ставит под сомнение возможность применения норм о договорах энергоснабжения, содержащихся в Правилах розничных рынков и заключенных до их принятия. Судебная практика также исходит из недостаточности юридической силы Правил розничных рынков переходного периода. Высшим Арбитражным Судом было рассмотрено дело по спору в отношении договора, в котором цена определялась по тарифу, действующему на момент заключения договора. После принятия Правил продавец электрической энергии направил своему покупателю дополнительное соглашение и предъявил счета на оплату электрической энергии по нерегулируемым ценам с учетом порядка, предусмотренного разделом VII Правил N 530. Суд дал следующую оценку этому факту. Ссылка заявителя на то, что с 01.09.2006 изменились условия приобретения электрической энергии на оптовом рынке, а также ранее установленный государством порядок определения стоимости электрической энергии, поставляемой на розничные рынки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), несостоятельна. В соответствии с п. 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение стоимости после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Статья 450 Кодекса предусматривает, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Вместе с тем Правила N 530 не имеют силы федерального закона и не предоставляют продавцу электроэнергии право на одностороннее изменение договора. В связи с этим утверждение заявителя о том, что изменение цены товара находится вне воли сторон, основано на ошибочном толковании норм материального права <16>. -------------------------------- <16> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07.

В Определении ВАС РФ от 5 октября 2007 г. N 11807/07 также определено: ссылка заявителя на то, что действующий спорный договор содержит условия... противоречащие Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, не принимается, поскольку она не соответствует ст. 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. К настоящему моменту законодатель сделал попытку к устранению рассмотренной коллизии. Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России" <17> установлено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. -------------------------------- <17> Российская газета. 2007. N 4512.

На наш взгляд, если была необходимость вводить новое правовое регулирование договора энергоснабжения в переходный период реформирования электроэнергетики, то использование понятия "договор энергоснабжения" в Правилах N 530 недостаточно удачно. Как отмечалось в литературе, законодатель в п. 4 ст. 539 ГК "наряду с договором энергоснабжения ввел дополнительную договорную конструкцию - договор снабжения электрической энергией, которая, как предполагалось, будет лишена признаков, не позволяющих использовать договор энергоснабжения на розничном рынке" <18>. Применение понятия "договор снабжения электрической энергией" в Правилах розничных рынков переходного периода для отношений, регулируемых в рамках договора энергоснабжения, позволило бы избежать большей степени неопределенности правового регулирования этого договора. -------------------------------- <18> Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. Статут, 2006. С. 16.

Название документа