В республике действует фонд поддержки села, образованный постановлением Президиума Верховного Совета республики. Порядок уплаты взносов в указанный фонд регламентируется инструкцией о порядке исчисления взносов и уплаты их в фонд поддержки села. По нашему мнению, указанные взносы имеют признаки налога: установлен объект налогообложения; указана налоговая ставка; определен налоговый период; предусмотрена ответственность за неуплату
Являются ли взносы в фонд поддержки села разновидностью налогов, сборов, платежей или других обязательных отчислений, включаемых в себестоимость продукции согласно пп."э" п.2 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2000 г. N 04-05-18/19
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
При этом согласно ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2 указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие ст. ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.
Кроме того, необходимо учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборы" определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых платежей.
Перечень региональных налогов и сборов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренный ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не предусматривает отчислений в республиканский внебюджетный фонд поддержки села.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, взимание на основании нормативных актов, принятых органами государственной власти республики, отчислений в республиканский внебюджетный фонд поддержки села, обладающих признаками налога и не предусмотренных ст. ст.19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не соответствует действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Признание нормативного правового акта не соответствующим законодательству Российской Федерации и недействительным осуществляется в судебном порядке.
Одновременно сообщаем, что пп."э" п.2 и п.14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), установлено, что для целей налогообложения принимаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, а также другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов.
Таким образом, дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации.
18.09.2000 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.САЛИНА