В соответствии с пп.7 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отсутствия учета объекта налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, и в других случаях

Правомочен ли налоговый орган для определения суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы за проверяемый период (до 01.01.1999) брать данные по аналогичному плательщику, если у первого отсутствует учет объекта налогообложения?

Возможно ли доначисление налога в данной ситуации либо его возврат из бюджета в том случае, если налогоплательщик сам исчислил большую сумму налога, чем получается расчетным путем по аналогичному предприятию?

Ответ: Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (указанный пункт отменен Указом Президента Российской Федерации от 03.08.1999 N 977 "О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации") было установлено, что налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.

В настоящее время аналогичная норма содержится в пп.7 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), а именно: налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Согласно пп.6.1 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (Письмо Госналогслужбы России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.1994 N 104, Банка России от 16.08.1994 N 104 (с последующими изменениями и дополнениями)) в случаях отсутствия или запущенности у налогоплательщика учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в том числе ведения учета в такой форме, которая не позволяет определить размер облагаемого дохода, работники налоговых органов определяют размер облагаемого дохода налогоплательщиков на основании данных, полученных в результате проверок деятельности других физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также предприятий, учреждений и организаций и других категорий налогоплательщиков, или с учетом данных по плательщикам налогов, занимающихся аналогичной деятельностью в подобных условиях.

При этом указанным подпунктом также установлены критерии выбора аналогичных предприятий и порядок определения размера облагаемого дохода налогоплательщика на основе данных по аналогичным предприятиям.

По мнению Департамента, при определении облагаемой базы по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и доначислении сумм налога в случаях отсутствия или запущенности у плательщика ведения учета облагаемой базы по этому налогу возможно руководствоваться указанным Порядком.

Кроме того, ст.120 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Что касается вопроса возврата суммы излишне уплаченного налога, то обоснованность возврата налога должна быть подтверждена первичными документами.

При отсутствии первичных документов, подтверждающих правильность расчета налогооблагаемой базы, оснований для возврата налога нет.

08.09.2000 А. В.Балесная

Советник налоговой службы

II ранга