В соответствии со ст.25 части первой НК РФ на территории города определены сборщики налогов, осуществляющие прием от налогоплательщиков и плательщиков сборов наличных денежных средств в уплату налогов и сборов. В связи с тем, что прием наличных денежных средств по квитанции формы N 24 производится только от физических лиц, просим разъяснить, каким документом следует оформлять прием денежной наличности в уплату налогов от юридических лиц?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2000 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело Ваше обращение по вопросу порядка приема денежной наличности в уплату налогов от юридических лиц и сообщает следующее.
Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации дает понятие налога и сбора, существенно отличающееся от принятого ранее Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который не проводил никакой разницы между налогом, сбором и другим платежом, понимая их как обязательный взнос в бюджет. Содержание ст.8 позволяет сделать вывод о том, что отличие налога от сбора состоит в том, что налог является платежом индивидуальным, безвозмездным и платеж взимается в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Вместе с тем характерным признаком сбора считается то обстоятельство, что его уплата является одним из условий совершения в интересах налогоплательщика государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации, во-первых, предоставляет право уплачивать налоги (сборы) наличными денежными средствами через кассу сельского совета или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации исключительно налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами, а во-вторых, не содержит прямого правового запрета на уплату через банк налогов (сборов) в наличной денежной форме юридическими лицами (организациями).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагается, среди прочих функций, определение порядка ведения кассовых операций.
Согласно п.1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 N 40, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно - правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке (п.9 Порядка).
Указанный Порядок ведения кассовых операций не применяется учреждениями банков, учреждениями и предприятиями Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации (п.44 Порядка).
Согласно же п.2.1.1 Положения Банка России от 25.03.1997 N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", введенного в действие Приказом Банка России от 25.03.1997 N 02-101, прием денежной наличности от организаций - владельцев счетов в приходную кассу кредитной организации производится по объявлениям на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции (Приложение N 5 к Положению). Организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет.
Кроме того, п.8 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" выполнение банком или иной кредитной организацией поручений клиентов на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды осуществляется только с корреспондентского счета банка или иной кредитной организации в расчетно - кассовом центре Центрального банка Российской Федерации на счета финансовых органов, налоговых органов, органов федерального казначейства, федеральных внебюджетных фондов по учету доходов и средств бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
При этом абз.3 п.9 Указа устанавливает, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц) минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на предприятие налоговым органов и (или) федеральным органом налоговой полиции налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что налогоплательщики - организации и налоговые агенты - организации обязаны уплачивать налоги (сборы) самостоятельно и исключительно в безналичной форме. Перечисление юридическими лицами налоговых платежей в наличной денежной форме, а тем более сборщикам налогов (п.5 ст.9 и ст.25 НК РФ) противоречит действующему федеральному законодательству.
08.09.2000 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ