Установление повышенного размера патентной пошлины для нерезидентов противоречит международным нормам

(Денисова А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО РАЗМЕРА ПАТЕНТНОЙ ПОШЛИНЫ ДЛЯ

НЕРЕЗИДЕНТОВ ПРОТИВОРЕЧИТ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 4 июня 2012 года

А. ДЕНИСОВА

Решением ВАС РФ от 11.04.2012 N ВАС-308/12 признан частично не действующим п. 1.16.3 Перечня юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины [1] (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941; далее - Перечень). Он не применяется в части установления для резидентов и нерезидентов РФ разного размера пошлины, уплачиваемой за рассмотрение возражения против выдачи патента. Основанием для принятия такого решения послужило несоответствие указанной нормы Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС [2] (далее - Соглашение между Россией и ЕС).

Иностранный гражданин - индивидуальный предприниматель обратился в ВАС РФ с заявлением о признании п. 1.16.3 Перечня не действующим в части установления повышенного размера пошлины для нерезидентов РФ. По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его права и интересы, поскольку он является нерезидентом и в связи с этим пошлину за рассмотрение возражения против выдачи патента вынужден уплачивать в повышенном размере. Заявитель также счел, что данный пункт Перечня противоречит международным обязательствам России и международным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, таким как Соглашение между Россией и ЕС, Конвенция о защите прав человека и основных свобод [3] и Парижская конвенция [4].

В отзыве на заявление предпринимателя Правительство РФ указало, что Соглашение между Россией и ЕС является рамочным, то есть определяет принципы и направления развития сотрудничества России с Европейскими сообществами, а не регулирует конкретные правоотношения. Также Правительство РФ отметило, что размер пошлины, уплачиваемой нерезидентами за рассмотрение возражений против правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, является экономически обоснованным и соразмерным тем затратам, которые производит Роспатент.

Однако ВАС РФ удовлетворил заявление иностранного предпринимателя и признал п. 1.16.3 Перечня не действующим в части установления разного размера пошлины, уплачиваемой резидентами и нерезидентами за рассмотрение возражения против выдачи патента. При принятии такого решения суд руководствовался следующим. Россия и Чешская Республика, на территории которой заявитель постоянно проживает и ведет предпринимательскую деятельность, являются участниками Соглашения между Россией и ЕС. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ рассматриваются как часть российской правовой системы. Если международным договором установлены иные по сравнению с законом РФ правила, то применению подлежат положения международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ). К гражданско-правовым отношениям они применяются непосредственно, за исключением случаев, когда международным договором установлено, что для их применения необходимо принятие внутригосударственного акта.

ВАС РФ обратил внимание на следующее: в п. 1 ст. 98 Соглашения между Россией и ЕС закреплена обязанность государства-участника обеспечить иностранным физлицам и организациям недискриминационный доступ в национальные компетентные суды и административные органы для защиты своих прав, в том числе интеллектуальных. Положений, указывающих на то, что данное требование является обязательным только при соблюдении определенных условий, документ не содержит. Помимо этого применение Соглашения между Россией и ЕС не зависит от заключения государствами-участниками иных договоров. Следовательно, п. 1 ст. 98 данного Соглашения является нормой прямого действия.

Согласно п. 3 ст. 1387 ГК РФ, п. 1.1 Приказа Роспатента от 22.04.2003 N 56 [5] заявитель может оспорить решение Роспатента о выдаче патента на изобретение или об отказе в его выдаче путем подачи возражения в Палату по патентным спорам. Для этого, в частности, необходимо уплатить госпошлину в размере, установленном Перечнем (для резидентов РФ - 2400 руб., для нерезидентов РФ - 16 200 руб.).

На основании изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое положение п. 1.16.3 Перечня касается именно условий доступа в административный орган для защиты прав заявителя. Следовательно, к спорным правоотношениям применяется п. 1 ст. 98 Соглашения между Россией и ЕС.

Кроме того, ст. 2 Парижской конвенции обязывает государства отказаться от различий в правовом регулировании в отношении статусов резидента и нерезидента, если такие различия создают препятствия конкуренции на рынке интеллектуальной собственности или предоставляют собственным гражданам необоснованные преимущества перед иностранными.

В связи с этим, как указывает ВАС РФ, положение п. 1.16.3 Перечня о размерах пошлин, взимаемых с резидентов и нерезидентов, предусматривает различия, которые не объясняются объективными причинами. Затраты Роспатента, связанные с рассмотрением возражения против выдачи патента, не изменяются в зависимости от того, кем подано такое заявление - резидентом или нерезидентом.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ в отношении иностранцев применяется национальный режим, если иное не установлено федеральным законом. При этом на основании ст. 1249 ГК РФ Правительство РФ вправе определять не предусмотренные Налоговым кодексом РФ иные юридически значимые действия, за совершение которых взимаются патентные и другие пошлины, а также устанавливать, в частности, размеры пошлин. Это подтверждается Определениями КС РФ от 10.12.2002 N 283-О [6] и от 15.07.2008 N 674-О-О [7]. Однако вопроса о правомерности установления для резидентов и нерезидентов пошлин в разном размере Конституционный Суд РФ не рассматривал.

Довод Правительства РФ о том, что Налоговый кодекс РФ предусматривает различие правовых режимов в отношении резидентов и нерезидентов, ВАС РФ во внимание не принял. Объясняется это тем, что патентная пошлина по своей юридической природе является не налогом, а сбором, следовательно, при установлении ее размера недопустима аналогия с налоговыми правоотношениями, которые регулируются федеральным законом, а не подзаконным актом.

Таким образом, ВАС РФ пришел к выводу, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ Правительство РФ не вправе устанавливать ограничения национального режима для иностранных лиц.

ВАС РФ также отметил, что 16 декабря 2011 г. на 8-й Министерской конференции стран - членов Всемирной торговой организации Россия приняла решение о вступлении в ВТО. Одним из основополагающих принципов этой организации является запрет дискриминации иностранцев, который установлен п. 1 ст. III ГАТТ [8] и закреплен в отношении интеллектуальной собственности Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [9]. Так, ст. 3 данного Соглашения предусмотрено, что государство должно предоставлять гражданам других стран такой же уровень прав в отношении охраны интеллектуальной собственности, какой она обеспечивает своим гражданам.

ВАС РФ подчеркнул, что Постановлением Правительства РФ от 15.09.2011 N 781 [10] уже внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 941, которым утвержден Перечень. Поправки вступят в силу после присоединения России к ВТО. В соответствии с указанными изменениями из текста Перечня исключаются понятия "резидент" и "нерезидент" и положения об установлении для таких лиц разных размеров пошлин. Из этого следует, что Российская Федерация, стремясь привести законодательство в соответствие с принципами ВТО, фактически признала несоответствие п. 1.16.3 указанным принципам.

Стоит отметить, что Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 781 устанавливает одинаковый размер пошлины для резидентов и нерезидентов не только за рассмотрение возражения против выдачи патента, но и за иные юридически значимые действия, перечисленные в указанном документе.

Таким образом, поскольку п. 1.16.3 Перечня не соответствует международным нормам, до вступления в силу данного Постановления он не будет применяться в части установления пошлины в разном размере.

[1] Перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины (Приложение к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941).

[2] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994). Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 25.11.1996 N 135-ФЗ. Вступило в силу для России с 01.12.1997.

[3] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [N 1]" (подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).

[4] Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883). СССР подписал Конвенцию 12.10.1967. Конвенция ратифицирована СССР 19.09.1968.

[5] Приказ Роспатента от 22.04.2003 N 56 "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам".

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 283-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров".

[7] Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 674-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сорокина Юрия Павловича на нарушение его конституционных прав статьей 33 Патентного закона Российской Федерации, подпунктом "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, а также пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 8".

[8] Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (заключено 30.10.1947).

[9] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994).

[10] Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 781 "О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами".

Документ:

Решение ВАС РФ от 11.04.2012 N ВАС-308/12 "О признании частично недействующим пункта 1.16.3 Перечня юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941".

Название документа