Внеочередной порядок обеспечения жильем в очередной раз подтвержден

(Тараненко В. В., Шанхаев С. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПОДТВЕРЖДЕН

В. В. ТАРАНЕНКО, С. В. ШАНХАЕВ

Тараненко В. В., заместитель начальника кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.

Шанхаев С. В., кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на сегодняшний день являются наиболее актуальными. К ним относятся, например, как вопросы о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, так и вопросы порядка обеспечения жилыми помещениями. На страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" и других военно-юридических изданий данные вопросы неоднократно были предметом рассмотрения. Не остался в стороне и внеочередной порядок обеспечения жильем военнослужащих, увольняющихся с военной службы по "льготным" основаниям и имеющих выслугу более 10 лет. Подробнейшим образом данный дискуссионный вопрос был рассмотрен З. Х. Акчуриным, П. И. Гаврюшенко, В. М. Корякиным, С. В. Терешковичем и многими другими учеными и практикующими военными юристами <1>. ------------------------------- <1> Акчурин З. Х. О жилищном обеспечении военнослужащих во внеочередном порядке // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 7; Он же. Очередность предоставления жилых помещений военнослужащим: вопросы теории и практики правоприменения // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 5. С. 53 - 56; Выскубин А. А., Корякин В. М. Некоторые выводы из судебной практики по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями во внеочередном порядке // Там же. N 4. С. 27 - 33; Гаврюшенко П. И., Монахов А. А. Реализация права военнослужащих на внеочередное обеспечение жильем не зависит от даты судебного решения // Там же. N 11. С. 49 - 52; Орлов В. Н. О праве военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, на внеочередное предоставление жилых помещений // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4; Трофимов Е. Н. О порядке определения очередности предоставления жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях (учреждениях) Министерства обороны Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12; и др.

Однако правоприменительная судебная практика высших судебных инстанций лишь только актуализирует данную сферу правоотношений. Напомним, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) вопрос о законности внеочередного порядка обеспечения жилыми помещениями указанных выше военнослужащих оставался нерешенным. Так, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований предоставления жилых помещений во внеочередном порядке. Одновременно в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и названному Федеральному закону. Поэтому п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, предусматривающий, что "...военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди...", как противоречащий новому жилищному законодательству (с 1 марта 2005 г.), не подлежит применению. Такой же точки зрения придерживались военно-судебные органы, органы военного управления, а также ученые - военные юристы. Таким образом, военнослужащие, обращавшиеся с соответствующими заявлениями в военные суды, получали отказ в удовлетворении своих заявленных требований. В связи с этим возникла правовая неопределенность в решении вопроса возможности обеспечения военнослужащих, увольняемых с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма и увольнения их с военной службы. Однако Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая дело в порядке гл. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" о законности п. 12 вышеназванной Инструкции в части слов "...указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди...", вынесла, по мнению авторов настоящей статьи, своеобразное судебное постановление. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 указанный пункт вышеназванной Инструкции был признан законным и не противоречащим законодательству <2>. -------------------------------- <2> Необходимо отметить, что данный пункт Инструкции уже являлся предметом судебного рассмотрения. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2001 г. N ВКПИ01-40 "пункты 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, признаны соответствующими законодательству".

В данном судебном решении указано следующее: "...согласно пункту 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти. Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 министр обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию. Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Содержащийся в ней перечень этих категорий, вопреки утверждению М., исчерпывающим не является. Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Таким федеральным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с пунктом 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Анализ указанных выше норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем. При этом п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным обстоятельствам. Пункт 12 Инструкции воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и, вопреки утверждению автора заявления, полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Таким образом, указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за министерством обороны РФ, что фактически является реализацией министром обороны РФ своих полномочий, установленных п. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не противоречит ЖК РФ и не нарушает права и законные интересы военнослужащих...". Таким образом, по всем дискуссионным вопросам о том, имеет ли право военнослужащий при определенных обстоятельствах на получение жилого помещения вне очереди, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации поставила точку. Варианты обеспечения военнослужащих жильем при указанных выше условиях могут быть следующими. Во-первых, те военнослужащие, которые на сегодняшний день признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеют выслугу более 10 лет и увольняются по одному из "льготных" оснований, вправе претендовать на обеспечение их жилым помещением во внеочередном порядке. Для этого им следует обратиться с соответствующим рапортом. Жилищная комиссия при этом должна принять положительное решение. Во-вторых, те военнослужащие, которые каким-либо образом отстаивали свои права на внеочередной порядок обеспечения жильем в военном суде и которым в удовлетворении их требований было отказано, также имеют право обратиться в суд в соответствии с правилами гл. 41, 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Так, в соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. В соответствии с ч. 2 ст. 392 ГПК РФ основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, в частности, являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. При этом в соответствии со ст. 394 ГПК РФ заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение, определение или постановление. Такие заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра. В данном случае моментом установления оснований для пересмотра может быть факт опубликования настоящей статьи.

Название документа Вопрос: Я - юрист военной организации, в нашем гарнизоне есть военный городок, который на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р включен в перечень военных городков. Жители городка, получившие квартиры до вступления в силу этого распоряжения, хотят их приватизировать. Законна ли приватизация? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Я - юрист военной организации, в нашем гарнизоне есть военный городок, который на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р включен в перечень военных городков. Жители городка, получившие квартиры до вступления в силу этого распоряжения, хотят их приватизировать. Законна ли приватизация?

Ответ: В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации, в частности, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков. В данном случае автору представляется, что приватизация будет считаться незаконной даже в том случае, если жилое помещение было получено до момента его включения в перечень закрытых военных городков, так как приватизация носит уведомительный характер. Так, в соответствии с правилами ст. 8 вышеназванного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан. В связи с тем что до момента включения населенного пункта в перечень закрытых военных городков соответствующее заявление гражданами подано не было, представляется, что свое право данные граждане утратили.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Работаю в КЭЧ района гражданским персоналом, проживаю в закрытом военном городке в общежитии квартирного типа с женой. Имею ли я право на получение сертификата по отселении из закрытого военного городка и какие документы необходимо собрать? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Работаю в КЭЧ района гражданским персоналом, проживаю в закрытом военном городке в общежитии квартирного типа с женой. Имею ли я право на получение сертификата по отселении из закрытого военного городка и какие документы необходимо собрать?

Ответ: В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (с последними изменениями от 10 апреля 2008 г.), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы: - справка об общей продолжительности военной службы (службы); - выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; - выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; - выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); - справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); - копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (подп. "а" п. 19 вышеназванных Правил).

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Проживаю в служебной квартире в закрытом военном городке. Выслуга - 18 лет. Первый контракт заключил до 01.01.1998. 1. Могу ли я получить жилье по договору социального найма согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"? 2. Как это сделать, если жилищная комиссия части отказывает в постановке на учет со ссылкой на то, что проживаю в квартире (хотя и служебной) при части? 3. Как получить квартиру вне городка? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Проживаю в служебной квартире в закрытом военном городке. Выслуга - 18 лет. Первый контракт заключил до 1 января 1998 г. 1. Могу ли я получить жилое помещение по договору социального найма согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"? 2. Как это сделать, так как жилищная комиссия части отказывает в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений, ссылаясь на то, что проживаю в квартире (хотя и служебной) при части? 3. Как получить квартиру вне городка?

Ответ: 1. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в законодательном акте того субъекта, на территории которого Вы проживаете. При этом учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с правилами п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в закрытых военных городках должны предоставляться служебные жилые помещения. В связи с этим Вас нельзя считать обеспеченным жилым помещением и, соответственно, Вы не можете быть сняты с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поэтому ссылка командования на п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, неправомерна. О проблемах обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и проблемах снятия граждан с учета в связи с предоставлением служебных жилых помещений см.: Терешкович С. В. О проблемах снятия военнослужащих с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при предоставлении служебного жилья по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 11. С. 29; Молодых А. М. Предоставление военнослужащим служебных жилых помещений // Там же. 2002. N 3. 2. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Вам следует учесть, что в связи с изменением жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих в настоящее время органы местного самоуправления освобождены от обязанности ставить увольняемых военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства. Военные суды своими решениями возлагают эту обязанность на жилищные комиссии воинских частей. В связи с изложенным Вам необходимо обратиться с заявлением о признании нуждающимся в избранном месте жительства в жилищную комиссию воинской части, а при отказе - оспорить решение жилищной комиссии в суде. Судебная практика исходит из того, что если Вы признаны нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы, нельзя Вас уволить без согласия до предоставления жилого помещения по избранному месту жительства. Если же Вы не признаны нуждающимся по месту прохождения военной службы, то Вас уволят и исключат из списков личного состава воинской части с оставлением в списке нуждающихся в обеспечении жилым помещением в соответствующем избранном месте жительства. Исходя из нормы Закона обязанность обеспечить Вас жилым помещением возложена на Министерство обороны Российской Федерации. На практике выполнять ее будет воинская часть (при рассмотрении гражданских дел по соответствующим заявлениям военнослужащих судьи отказывают в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве надлежащего ответчика Министерства обороны Российской Федерации), из которой Вы увольнялись и жилищная комиссия которой признала Вас нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства. Отсутствие механизма предоставления жилья военнослужащим в избранном месте жительства (за исключением механизма предоставления ГЖС) существенно подрывает возможность реальной реализации военнослужащим гарантии, установленной Законом. В частности, Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации в ответ на обращения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в которых задается вопрос, когда будет предоставляться жилье по избранному месту жительства, указывает: в связи с отсутствием нормативного механизма срок реализации права назван быть не может.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Могут ли меня выселить из служебного помещения в закрытом военном городке при моем увольнении по окончании контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту военной службы? Выслуга на момент увольнения будет 21 год. Стою на учете для получения жилого помещения для постоянного проживания. Первый контракт заключил до 1 января 1998 г. Если нет, то какими нормами закона это определяется? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Могут ли меня выселить из служебного помещения в закрытом военном городке при моем увольнении по окончании контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту военной службы? Выслуга на момент увольнения будет 21 год. Стою на учете для получения жилого помещения для постоянного проживания. Первый контракт заключил до 1 января 1998 г. Если нет, то какими нормами закона это определяется?

Ответ: В соответствии с правилами п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Из анализа ст. ст. 101 - 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, следует, что Вы можете быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. На практике, так как Вы имеете право на получение жилья за счет Министерства обороны Российской Федерации, представляется, что у Вас есть хорошие шансы отстоять в судебном порядке право на проживание в служебной квартире до получения жилья для постоянного проживания.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа