Как не допустить ошибок при составлении текста решения о допэмиссии акций?

(Костылев К.)

("Акционерный вестник", 2012, N 6)

Текст документа

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕКСТА РЕШЕНИЯ

О ДОПЭМИССИИ АКЦИЙ?

К. КОСТЫЛЕВ

Костылев Кирилл, старший юрист, Althaus Consulting.

Повод для разговора:

практика показывает, что в процессе подготовки и составления документов для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг эмитенты довольно часто допускают одни и те же ошибки. Как следствие, обществу отказывают в регистрации выпуска.

Проблемная норма:

ст. 28, ст. 63, 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ, п. 6.1.2 Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"; п. 5.1, 5.7 и 5.8 Постановления ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров".

Условия и содержание оплаты дополнительного выпуска ценных бумаг денежными средствами. Самый простой способ оплаты дополнительного выпуска ценных бумаг общества при их размещении осуществляется денежными средствами.

Рассмотрим на примере условия и содержание решения о размещении акций АО при выборе формы оплаты ценных бумаг денежными средствами.

Прежде чем приступить к проведению определенных корпоративных процедур в АО (проведение заседаний совета директоров, общего собрания акционеров и составление решения о размещении), АО должно четко определить все условия предстоящего размещения ценных бумаг, а именно:

1. Убедиться в том, что количество акций, которые АО собирается разместить, не превышает количество объявленных акций, указанных в Уставе АО. В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона об АО дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества.

2. Проверить на соответствие требованиям решение о размещении ценных бумаг. Оно должно соответствовать требованиям п. 4 ст. 28 Закона об АО и п. 6.1.2 Стандартов в части указания в решении следующих условий размещения:

- количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа);

- способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка;

- цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций;

- форма оплаты размещаемых дополнительных акций (наличная/безналичная);

- срок размещения дополнительных акций или порядок его определения;

- порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций;

- порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций.

3. Согласно Уставу определить орган управления АО (общее собрание акционеров или совет директоров), который вправе принимать решение о размещении акций в соответствии с п. 2 ст. 28 Закона об АО.

4. В соответствии с требованиями Закона об АО определить необходимое количество голосов органа управления АО, достаточное для принятия решения о предстоящем размещении акций (большинство, три четверти или единогласие).

5. Оформить решение органа управления АО (протокол заседания Совета директоров/протокол общего собрания акционеров) в соответствии со стандартами, предусмотренными ст. 63, 68 Закона об АО и п. 5.1, 5.7 и 5.8 Постановления ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее по тексту Постановление).

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу N А65-3018/2010.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу N А56-12283/2009.

Определение ВАС РФ от 01.03.2011 N ВАС-1547/11 по делу N А56-65960/2009.

Каких ошибок следует избегать АО при проведении корпоративных процедур в целях размещения дополнительного выпуска акций. Учитывая сложную специфику процесса подготовки и составления документов для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, рекомендую АО обратить особое внимание на недопущение стандартных ошибок при составлении документов, предусмотренных Законом об АО и Стандартами. На практике они часто выявляются ФСФР в ходе проведения юридической экспертизы представленных документов.

К таким ошибкам можно отнести несоблюдение требований Закона об АО и Постановления в части:

- созыва и проведения органом управления АО заседания совета директоров или общего собрания акционеров;

- опечатки или ошибки в содержании решения, которые могут противоречить требованиям закона или другим документам, представляемым АО для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в ФСФР России;

- перегруженности решения о размещении дополнительного выпуска акций иными условиями размещения, которые нет необходимости указывать в соответствии с действующими законодательством РФ и в которых на практике также допускаются ошибки.

Указанные нарушения являются как устранимыми, так и могут стать причиной отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Вышеуказанное также подтверждается сложившейся судебной практикой в части отказов в государственной регистрации выпусков ценных бумаг АО:

- нарушения, допущенные эмитентом в отношении процедуры увеличения уставного капитала и изменения номинальной стоимости акций до вступления в силу Закона о РЦБ (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу N А65-3018/2010);

- отсутствие в представленных на государственную регистрацию документах исходящих номеров, дат, сведений, допущение опечаток, а также отсутствие некоторых документов, исправление недочетов и предоставление которых носит устранимый характер (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2010 по делу N А65-3018/2010);

- непринятие регистрирующим органом мер к выяснению того, какой из представленных эмитентом двух одинаковых документов является достоверным и подлежит рассмотрению (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу N А56-12283/2009);

- нарушение порядка уведомления акционеров о проведении собрания не может являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг (Определение ВАС РФ от 01.03.2011 N ВАС-1547/11 по делу N А56-65960/2009);

- истечение срока, установленного ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ, по смыслу ч. 3 этой же статьи не препятствует гос. регистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа (Определение ВАС РФ от 20.11.2009 N ВАС-12525/08 по делу N А40-58366/07-21-401, Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90).

Судебная практика по вопросу.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63;

Определение ВАС РФ от 01.03.2011 N ВАС-1547/11 по делу N А56-65960/2009;

Определение ВАС РФ от 20.11.2009 N ВАС-12525/08 по делу N А40-58366/07-21-401;

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90.

Практические советы по содержанию решения о размещении дополнительного выпуска акций. Согласно практике размещения акций общее собрание акционеров АО чаще принимает решение о размещении дополнительных акций по сравнению с советом директоров. В связи с чем мы рассмотрим пример, в котором общее собрание акционеров закрытого акционерного общества принимает решение о размещении дополнительных акций в пользу 1 (одного) юридического лица по закрытой подписке.

Ниже указаны вопросы, которые должны быть включены в повестку дня общего собрания акционеров:

Вопрос 1: внесение изменений в Устав ЗАО "полное фирменное наименование" в части количества объявленных акций (или иных условий, не позволяющих осуществить предполагаемое размещение акций без внесения соответствующих изменений в Устав (при необходимости)).

Решение: внести изменения в статью (указать номер статьи) Устава и статью (указать номер статьи) Устава ЗАО "полное фирменное наименование" читать в следующей редакции: Общество вправе дополнительно разместить (указать количество и тип акций) штук акций к ранее размещенным.

Вопрос 2: принятие решения об увеличении уставного капитала ЗАО "полное фирменное наименование" путем размещения дополнительных акций, установление цены и способа размещения ценных бумаг.

Решение:

- провести увеличение уставного капитала ЗАО "полное фирменное наименование" путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве [-] ([-]) штук номинальной стоимостью [-] ([-]) рублей, увеличив таким образом уставный капитал ЗАО "полное фирменное наименование" до [-] ([-]) рублей;

- установить цену размещения - [-] ([-]) рублей за каждую акцию;

- установить способ размещения - закрытая подписка.

Вопрос 3: утверждение срока размещения ценных бумаг.

Решение:

- утвердить дату начала размещения - 3 (третий) рабочий день с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ЗАО "полное фирменное наименование".

- утвердить дату окончания размещения - 1 (один) год с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ЗАО "полное фирменное наименование".

Вопрос 4: определение круга потенциальных приобретателей ценных бумаг и количества ценных бумаг, размещаемых указанным лицам.

Решение: утвердить предложенный (указывается Ф. И.О. выступающего) круг потенциальных приобретателей ценных бумаг и количество ценных бумаг, размещаемых указанным лицам:

Юридическое лицо:

Открытое акционерное общество "полное фирменное наименование".

Местонахождение общества: (указывается индекс, город, улица, дом и т. д.).

ОГРН: (указывается основной государственный регистрационный номер юридического лица).

Указанному лицу размещается [-] ([-]) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью [-] ([-]) рублей каждая.

Вопрос 5: форма, порядок и условия оплаты ценных бумаг.

Решение: утвердить следующие форму, порядок и условия оплаты ценных бумаг при их размещении:

- при приобретении дополнительных акций выпуска предусмотрена оплата денежными средствами;

- при приобретении ценных бумаг выпуска приобретателями предусмотрена безналичная форма оплаты. Оплата приобретаемых ценных бумаг осуществляется в рублях;

- при безналичной форме оплаты приобретатель перечисляет соответствующую договору купли-продажи акций сумму на расчетный счет эмитента. Сведения о кредитной организации эмитента и его банковские реквизиты указаны в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг;

- дополнительные акции при их приобретении оплачиваются полностью. Рассрочка оплаты при приобретении дополнительных акций не предусмотрена;

- размещаемые акции должны быть полностью оплачены их приобретателями в срок, определенный договором купли-продажи, и до окончания срока размещения ценных бумаг.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Интервью: Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные может существенно облегчить их корпоративную жизнь

("Акционерный вестник", 2012, N 6)

Текст документа

РАЗДЕЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ НА ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ

МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО ОБЛЕГЧИТЬ ИХ КОРПОРАТИВНУЮ ЖИЗНЬ

Ю. РАСПУТНЫЙ

Пока российский эмитент приходил в себя от нового положения в части раскрытия информации, законодатели приготовили ему очередной сюрприз. На днях в Госдуму были внесены поправки в ГК РФ, прекращающие деятельность акционерных обществ как таковых. И если документ пройдет все стадии одобрения парламентом, на смену привычной форме собственности придут пока не совсем понятные россиянину публичные и непубличные компании. О том, к чему могли стремиться законодатели, создавая подобный проект, а также о других "пугающих" эмитентов нормативных документах и надзоре за их деятельностью "Акционерному вестнику" рассказал Юрий Николаевич Распутный, руководитель Регионального отделения ФСФР в ЮЗР.

- Юрий Николаевич, многие отнеслись с неодобрением к идее законодателей в части последних изменений норм гражданского законодательства. Как вы думаете, решение какой проблемы могло стоять за предложением этих новаций?

- На мой взгляд, вопрос о разделении акционерных обществ на публичные и непубличные назрел давно. Де-факто это разделение существовало и ранее. Дело в том, что подавляющее число ОАО, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Тем не менее в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации форма ОАО большинству из них была просто навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, что называется, висел дамоклов меч, в качестве которого выступала угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Поэтому разделение акционерных обществ на публичные и непубличные, оформленное де-юре для многих, бесспорно, будет иметь огромное значение. Это может существенно облегчить их корпоративную жизнь. Однако, на мой взгляд, для реализации новых норм Гражданского кодекса на практике потребуется детальная проработка и изменение всей нормативной базы, регулирующей деятельность акционерных обществ.

- Правильно ли я понимаю, что, по предварительным данным, поправки могут уже вступить в силу в сентябре этого года? Что ожидать эмитентам в случае их принятия?

- Вы правы, поправки могут вступить в силу в начале осени. Если это случится, то уже в 2012 году закрытые и открытые акционерные общества, а также общества с дополнительной ответственностью канут в Лету, а их место займут "публичные" и "непубличные" юридические лица. Таковыми могут быть и акционерные общества. При этом к числу публичных компаний, прежде всего, будут относиться те акционерные общества, чьи акции публично размещаются (открытая подписка) или публично обращаются на биржах. Также публичной компанией может быть признано и любое другое акционерное общество, если в его уставе и фирменном наименовании будет содержаться указание на публичность. Скорее всего, к их числу будут отнесены те акционерные общества, акции которых публично не размещаются и не обращаются, но в свое время имела место открытая или закрытая подписка и при условии, что на сегодняшний день у такого акционерного общества более 500 акционеров. Статусом акционерного общества (публичного или непубличного) будет определяться и объем информации, подлежащей раскрытию. Публичные, по всей видимости, будут раскрывать информацию в максимальном объеме, как сегодня ОАО, раскрывающие информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Непубличные будут вообще освобождены от обязанности по раскрытию информации или же будут раскрывать ее в незначительном объеме. Но мне кажется, законодатель даст на вступление закона в силу более длительные сроки, и, возможно, действие некоторых статей будет перенесено на следующий год.

- Кстати, о раскрытии информации. В конце прошлого года изменения коснулись и отчетности эмитентов. Чем, по вашему мнению, было вызвано создание нового Положения о раскрытии информации? Как оно может отразиться на жизни эмитентов?

- На мой взгляд, все изменения, произошедшие в процедуре раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, прежде всего направлены на повышение прозрачности российского рынка ценных бумаг в целом и деятельности эмитентов в частности. Так, например, лейтмотивом введения новых существенных фактов, связанных с раскрытием эмитентом сведений, относящихся к лицу, контролирующему эмитента, и лицу, подконтрольному ему, стала необходимость ужесточения требований по раскрытию сведений о "закольцованных схемах", когда "дочка" владеет долей в материнской компании. Причем речь идет не только о непосредственном владении акциями, но и о заключении акционерных соглашений и т. п., или если "дочка" включена в консолидированную отчетность холдинга. Также очевидно, что нововведения направлены на оптимизацию процедуры раскрытия информации.

Бесспорно, для многих эмитентов, не являющихся по своей сути публичными компаниями (таких у нас в стране большинство), данные поправки создают проблемы. Ведь штрафы за несоблюдение порядка и сроков раскрытия информации, особенно после их многократного повышения в прошлом году, являются для таких эмитентов просто разорительными, при том, что информация, раскрываемая ими, не представляет для рынка никакого интереса. В такой ситуации процедура раскрытия информации становится для непубличных эмитентов ненужной обузой, требующей дополнительных затрат различного рода ресурсов. Поэтому таким эмитентам можно посоветовать либо строго соблюдать порядок раскрытия информации, либо на законных основаниях избавиться от соответствующей обязанности. Последний вариант, по нашему мнению, более предпочтителен для непубличных компаний, раскрывающих информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Тем более что вот уже более двух лет освободиться от такой обязанности возможно в заявительном порядке.

- На что эмитентам необходимо обратить внимание при ознакомлении с новым положением о раскрытии информации?

- Хотелось бы, прежде всего, отметить, что значительно возрос объем информации, раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах. Если ранее их было всего 18, то теперь только прямо определенных в Законе "О рынке ценных бумаг" - 50. Однако перечень сообщений о них этой цифрой не ограничивается. Ряд сообщений о существенных фактах предполагает раскрытие одновременно нескольких взаимосвязанных событий. А количество событий, о которых необходимо раскрывать информацию в форме сообщения о существенном факте "О сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг", вообще ничем не ограничено. Ведь оказать влияние на стоимость ценных бумаг, например акций, может даже информация о болезни директора или ее владельца.

Также появились существенные факты, которые во многом напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью самого эмитента, а относятся к нему лишь косвенно, поскольку затрагивают не только его, но и контролирующих его лиц и лиц, подконтрольных ему. Здесь может возникнуть проблема со сбором информации, подлежащей раскрытию, хотя законодатель и не обязывает эмитента искать информацию для целей раскрытия. Тем не менее эмитентам, наверное, целесообразно подумать об организации мониторинга контролирующих и подконтрольных организаций (по всей цепочке контроля). Как вариант - заключить соглашение об обмене соответствующей информацией.

Также произошли изменения в порядке составления ежеквартального отчета и в процедуре раскрытия информации эмитентами в этой форме, хотя в целом их нельзя признать революционными. В подавляющем большинстве изменения, произошедшие в этой сфере, направлены на оптимизацию названных выше процедур. Отмечу, что после 1 сентября 2012 года представлять ежеквартальные отчеты в ФСФР России (РО ФСФР России) более не следует.

Из других изменений выделю введение обязанности по приоритетному опубликованию информации, подлежащей раскрытию, на страницах в сети Интернет одного из информационных агентств, которые уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (распространители информации). Таковых на сегодняшний день пять. Информацию о них можно получить на официальном интернет-сайте ФСФР России. Это требование вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

- Работая напрямую с эмитентами, мы часто видим страх и ужас в их глазах, когда речь идет о надзоре со стороны вашей структуры, особенно в части раскрытия информации и выставления оферт. Как удается осуществлять столь строгий контроль за таким количеством АОшек?

- В целом надзор в настоящее время осуществляется выборочно, а его эффективность выражается в воздействии не только непосредственно на проверяемую организацию, но и на "соседа". Знание того, что в отношении коллеги проводится проверка или возбуждено административное производство, само по себе уже дисциплинирует и заставляет обратить внимание на состояние дел в своей организации. С учетом проверок, проводимых с помощью интернет-ресурсов, их эффективность возрастает.

Региональным отделением ведется постоянный контроль за раскрытием информации в сети Интернет. Учитывая, что поднадзорных организаций у нас более 8000, конечно, просто физически тяжело проверить их все, но мы к этому стремимся. Тем более что всегда есть "добровольные помощники", чаще всего это обиженные акционеры, которые сообщают о возможных нарушениях.

- В каких областях осуществляется контрольно-надзорная деятельность и по каким статьям КоАП приходится наиболее часто возбуждать дела?

- Это, прежде всего, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, регистраторы и др.), негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, эмитенты. Недавно в число поднадзорных организаций добавились микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы. Только в 2011 году нами было возбуждено более 400 дел об административных правонарушениях, из которых более половины возбуждены по ст. 19.7.3, 19.5, ч. 9, и 15.19, ч. 2, КоАП РФ.

- А на что чаще всего жалуются граждане и представители общественных объединений вкладчиков?

- Чаще всего на действия эмитентов. Решение по каждой жалобе принимается в индивидуальном порядке. Это может быть решение о проведении камеральной проверки, проведении отдельных надзорных мероприятий или принятие решения о возбуждении административного производства.

- Насколько активно вы участвуете в работе по повышению финансовой грамотности населении?

- В 2011 году важным направлением деятельности РО ФСФР России в ЮЗР была организация и проведение различного рода просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения региона. Эти мероприятия были ориентированы, прежде всего, на учителей средних школ, преподающих в классах социально-экономической направленности предметы "Экономика" и "Основы предпринимательской деятельности", а также студентов и преподавателей вузов. В 2011 году в общей сложности было проведено 17 мероприятий такого рода.

Помимо этого, мы провели семь публичных мероприятий, целевую аудиторию которых составляли представители различных групп участников регионального финансового рынка (эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, консалтинговых структур и др.). Уже в этом году таких семинаров проведено шесть.

В 2011 году, как и во все предыдущие годы, РО ФСФР России в ЮЗР проводило активную работу по информированию населения, а также различных групп участников финансового рынка о всевозможных аспектах функционирования последнего через средства массовой информации различного уровня (телевидение, федеральные и региональные печатные средства массовой информации, сеть Интернет). Наши сотрудники подготовили и опубликовали в СМИ несколько статей по различным вопросам функционирования финансового рынка страны.

- Напоследок вопрос на отвлеченную тему. Юрий Николаевич, насколько я знаю, 30 апреля этого года вашему отделению исполнилось 15 лет. С какими итогами вы подошли к юбилею?

- Все 15 лет нашей деятельности были направлены на строгое выполнение возложенных на нас функций и задач. И прежде всего это защита прав инвесторов и акционеров. Многое здесь сделано, но, как бы банально это ни звучало, сделать предстоит еще больше. Тем более что возросло число поднадзорных организаций. Как вы знаете, в число организаций, в отношении которых ФСФР России проводит контрольно-надзорные мероприятия, теперь добавились страховые и микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы.

Беседу вела:

Эльвира Маевская

------------------------------------------------------------------

Название документа