При проведении документальной проверки установлено неправомерное отнесение организацией суммы НДС, уплаченной поставщикам при приобретении материальных ресурсов для осуществления деятельности, облагаемой этим налогом, к зачету (возмещению из бюджета). В накладной на отпуск товарно - материальных ценностей сумма НДС не была выделена отдельной строкой, однако в счете - фактуре сумма НДС выделена отдельной строкой. Является ли нарушением отнесение к зачету (возмещению из бюджета) суммы НДС при указанных выше обстоятельствах?

Ответ: Пунктом 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что в случаях, когда в первичных учетных документах (в частности, накладных), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов, включая предполагаемый по ним налог на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 "Материалы" и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства (обращения).

В соответствии с п.6 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) плательщики налога на добавленную стоимость по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога, оформляют счета - фактуры, ведут журналы учета счетов - фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Согласно этому Порядку счета - фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", являются следующие документы: счет - фактура, соответствующий установленным нормам заполнения, первичные учетные документы (в частности, накладные), подтверждающие стоимость приобретенных материальных ресурсов, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, и расчетные документы, свидетельствующие об оплате приобретенных материальных ресурсов, в которых оплаченная сумма налога также выделена отдельной строкой.

Неправильное оформление накладной на отпуск товарно - материальных ценностей (без указания отдельной строкой суммы НДС) является нарушением, на основании которого зачет (возмещение) покупателю налога на добавленную стоимость производиться не должен.

Вместе с тем в том случае, если у организации при отсутствии правильно заполненной накладной был счет - фактура, соответствующий установленным нормам его заполнения, то основанием для зачета (возмещения) уплаченного поставщику налога будет служить письменное подтверждение поставщика (которое может быть согласовано с территориальными налоговыми органами) о включении в декларацию (расчет) по НДС суммы налога, предъявленного к оплате покупателю на основании выписанного счета - фактуры.

14.08.2000 И. Е.Муравьева

Советник налоговой службы

I ранга