Наша организация занимается продажей авиабилетов, являясь прямым агентом перевозчика. Мы предоставляем клиентам скидки при перепродаже авиабилетов. В договоре с перевозчиком скидки не оговариваются. Разъясните, пожалуйста, как учитывать эти скидки

- из чистой прибыли, остающейся после налогообложения;

- из суммы вознаграждения, положенного нам по агентскому договору, с уменьшением налогооблагаемой базы?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Перевозчик осуществляет перевозку пассажиров на основании договора перевозки (ст.786 Гражданского кодекса РФ (ред. от 17.12.1999)). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Данная организация по агентскому договору (ст.1005 ГК РФ) осуществляет по поручению и за счет перевозчика продажу билетов, получая за это вознаграждение, и, таким образом, по поручению перевозчика заключает с пассажирами от своего имени, но за его счет либо от имени и за счет перевозчика договоры перевозки.

В силу ст.1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора (ст.1005 ГК РФ), соответственно, применяются правила, предусмотренные гл.49 или гл.51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл.52 или существу агентского договора.

Условия договора (ст.421 ГК РФ) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Следовательно, организация вправе самостоятельно предоставлять своим клиентам скидки с соблюдением норм гражданского законодательства (см., например, ст. ст.973, 992 и 995 ГК РФ) и условий агентского договора.

При этом предоставленные скидки - это не расходы, а сумма, на которую уменьшается цена реализации билетов. Соответственно никаких фактических затрат, равных сумме предоставленных скидок на цены реализованных билетов, у организации нет. Выручка от реализации билетов определится исходя из уровня примененных цен.

В соответствии со ст.40 НК РФ (ред. от 02.01.2000) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Для определения рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (с учетом положений, предусмотренных п. п.4 - 11 настоящей статьи).

При отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам. В этих случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Таким образом, обязанность корректировать цену сделки для целей налогообложения, а также доказывать законность и правильность такой корректировки возложена Кодексом на налоговые органы.

10.08.2000 С. В.Супотницкий

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета