Могут ли налогоплательщики в 2000 г. воспользоваться льготой по подоходному налогу, предусмотренной п.2 ст.1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц"?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 августа 2000 г. N 04-04-06

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 5-П, согласно Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (п."з" ст.71); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.76); каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Из названных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, определяет как их систему, так и все элементы налоговых обязательств, которые могут быть определены не только путем непосредственного их перечисления в законе, но и посредством налоговых льгот.

В силу п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г., федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным Кодексом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 г. не имеют права устанавливать элементы налогообложения (в том числе ставки и налоговые льготы) по федеральным налогам и сборам, которые определяются федеральными законами.

Пунктом 3 ст.6 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу и недействительным осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень нормативных актов, подлежащих отмене, действуют в части, не противоречащей названному Кодексу.

Таким образом, полагаем, что законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе Закон г. Москвы от 2 июля 1997 г. N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы от 14 июня 2000 г. N 16), могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными в судебном порядке либо субъекты Российской Федерации самостоятельно должны отменить такие законы.

До признания в судебном порядке вышеназванного Закона г. Москвы недействительным налогоплательщики могут воспользоваться льготами, установленными этим Законом.

01.08.2000 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

Приложение

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

2 июля 1997 г. N 26

О ЛЬГОТАХ ПО ПОДОХОДНОМУ

НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(извлечение)

"Статья 1. Льготы по подоходному налогу

(в ред. Закона г. Москвы от 14.06.2000 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующих видов операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения которых регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и допущенными к обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг:

а) продажа ценных бумаг через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и поручения;

б) операции доверительного управления через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам доверительного управления ценными бумагами."