В целях разработки товарного знака предприятия нами был проведен закрытый публичный конкурс. Из представленных рисунков комиссия отобрала один. Включаются ли затраты по проведению публичного конкурса (в том числе и награда победителю конкурса) в себестоимость продукции?

Предприятие намерено использовать этот рисунок в качестве товарного знака и приобрести такое право у его авторов в силу ст.1060 ГК РФ. Включается ли стоимость приобретения рисунка в себестоимость продукции?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 июля 2000 г. N 04-02-05/1

Департамент налоговой политики на Ваш запрос сообщает следующее.

В силу п.2 ст.1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Согласно названной Конвенции, чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака.

Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством (п.1 ст.6 Конвенции).

Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации утверждены Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Для целей названных Правил под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя.

Учитывая изложенное, рисунок, ставший победителем конкурса, не может считаться общеизвестным товарным знаком, по поводу которого могут возникать юридические правоотношения, в частности, его передача (уступка товарного знака его владельцем по договору другому юридическому или физическому лицу, предоставление владельцем права на использование товарного знака другому лицу по лицензионному договору).

Включение в себестоимость продукции затрат по проведению конкурса рисунков (в том числе награда победителю конкурса) или каких-либо других расходов по разработке товарного знака, а также затрат на покупку рисунка у физического лица или коллектива физических лиц Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями), не предусмотрено.

13.07.2000 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ