Вправе ли заказчик (бюджетное учреждение) обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с уклонившегося от заключения контракта победителя открытого аукциона в электронной форме денежной суммы, которая является разницей между ценой, предложенной победителем, и ценой, по которой государственный контракт был заключен с другим участником, предложившим лучшие ценовые условия контракта после уклонившегося участника - победителя аукциона?

Ответ: В случае уклонения организации, являющейся победителем открытого аукциона в электронной форме, от заключения государственного контракта, вследствие чего заказчиком был заключен контракт с другим участником аукциона, предложившим лучшие ценовые условия контракта после уклонившегося участника - победителя аукциона, заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с уклонившегося от заключения контракта победителя открытого аукциона в электронной форме убытков, составляющих разницу между ценой, предложенной победителем, и ценой, по которой государственный контракт был заключен с другим участником.

Обоснование: Положения ч. 1 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривают, что по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных названной статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого, в соответствии со ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ, признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Положения ч. 11 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ описывают обстоятельства, при наличии которых участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта, а ч. 12 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ описывает последствия уклонения участника открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта.

На основании ч. 13 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ возмещение убытков является способом защиты гражданских прав.

В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пункт 2 ст. 15 ГК РФ предусматривает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимо отметить, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Как следует из ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

На основании изложенного считаем, что в результате уклонения победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта заказчик был вынужден заключить контракт по более высокой цене с другим участником аукциона, в связи с чем заказчику причинен материальный ущерб в виде разницы сумм, предложенных уклонившимся от заключения контракта победителем аукциона и другим участником аукциона, предложившим лучшие ценовые условия контракта после уклонившегося участника - победителя аукциона. Таким образом, заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с уклонившегося от заключения контракта победителя открытого аукциона в электронной форме убытков, составляющих разницу между ценой, предложенной победителем, и ценой, по которой государственный контракт был заключен с другим участником (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2013 по делу N А15-912/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А60-8610/2011 и от 09.11.2010 N 17АП-10873/2010-ГК по делу N А60-19574/2010, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2012 по делу N А60-22212/2012).

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

06.08.2013