Главами 16 и 18 НК РФ предусмотрены составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Применяются ли к налогоплательщикам - физическим лицам, должностным лицам организаций - административные меры воздействия за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. ст.116, 117, 118, 124, 125, 132 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ: Пункт 4 ст.108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает норму, согласно которой привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Таким образом, наряду с применением налоговых санкций к организациям, к должностным лицам организаций также применяются и административные меры воздействия за нарушения налогового законодательства.

НК РФ не содержит составов административных правонарушений.

Общие процессуальные условия привлечения должностных лиц организаций и налогоплательщиков - физических лиц к административной ответственности за нарушения налогового законодательства предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР).

Виды (составы) административных правонарушений налогового законодательства установлены ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон "О налоговых органах Российской Федерации"), а также иными нормативными актами, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".

Предусмотренные НК РФ составы налоговых правонарушений: за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116), уклонение от постановки на учет в налогом органе (ст.117), несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125) - ранее в налоговом законодательстве отсутствовали.

В связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрены составы административных правонарушений за вышеуказанные нарушения, к налогоплательщикам не могут быть применены административные меры воздействия наряду с применением налоговых санкций, предусмотренных ст. ст.116, 117 и 125 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не предусмотрена также административная ответственность и за нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке и несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, которые являются составами налогового правонарушения согласно ст. ст.118 и 125 НК РФ.

Согласно ст.124 НК РФ незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение отнесено к налоговому правонарушению, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Данный состав налогового правонарушения идентичен составу административного правонарушения, указанному в ст.7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации".

На основании этого наряду с применением налоговой санкции в соответствии со ст.124 НК РФ к налогоплательщикам - физическим лицам, к должностным лицам организаций применяются и административные меры воздействия в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В целях приведения актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой НК РФ Указом Президента Российской Федерации от 03.08.1999 N 977 "О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации" признан утратившим силу п.1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", согласно которому в случае выявления налоговыми органами фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов без уведомления налогового органа руководители организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, подлежали привлечению к административной ответственности.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, которое является составом налогового правонарушения, предусмотренного ст.132 НК РФ.

16.06.2000 А. А.Бастриков

Советник налоговой службы

II ранга

Е. В.Виговский

Советник налоговой службы

III ранга