На предприятии проводится проверка работниками Пенсионного фонда, в ходе которой выяснилось, что сумма выплат в пользу работников, принятая за основу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд, была занижена из-за невключения в нее некоторых видов выплат. Предприятие признало этот факт, но при этом не согласно с тем, что в качестве штрафных санкций следует применять санкции, предусмотренные Федеральным законом от 02.01.2000 N 38-ФЗ, т. к. ранее применение аналогичных санкций было признано неконституционным. Предприятие считает, что за это нарушение должны применяться штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Работники же Пенсионного фонда утверждают, что признание применения указанных санкций неконституционным произведено до принятия Закона N 38-ФЗ, поэтому их следует применять. Кто прав в этой ситуации?

Ответ: Действительно, п.5 ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" предусмотрены штрафные санкции за различные нарушения порядка уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ. В частности, предусмотрены санкции в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ сумм выплат в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования и штрафа в размере той же суммы. При рассмотрении вопроса о правомерности применения указанных санкций необходимо учитывать следующее. При определении того, как уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, руководствуются Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1. Однако положения п.7 этого Порядка, устанавливающие штрафные санкции, признаны не соответствующими Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 195-0), подлежат отмене в установленном порядке и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Учитывая, что указанные в Законе N 38-ФЗ положения о штрафных санкциях снова полностью повторяют положения п.7, а также то, что в соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ отдельные положения нормативных актов, признанные неконституционными, утрачивают силу, повторное их принятие не может отменить решения Конституционного Суда. В связи с этим ссылка работников Пенсионного фонда на то, что вышеуказанные санкции установлены Федеральным законом после признания неконституционными положений Порядка, несостоятельна. В данном случае действительно должны применяться положения Налогового кодекса РФ.

07.06.2000 М. Александрова

Советник налоговой службы

III ранга