Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете и оформления первичных документов в случае списания объектов основных средств, по которым начислена амортизация в размере 100%

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: При ответе на вопрос будем руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.07.1998 N 33н, с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 28.03.2000 N 32н, который введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г., то есть с 01.01.2000.

Основания, по которым объекты ОС могут быть списаны с баланса предприятия, изложены в п.93 Методических указаний. В соответствии с п.94 для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

В том случае, если комиссией будет принято решение о целесообразности дальнейшего использования объекта ОС, этот объект не подлежит списанию, даже если по нему начислены амортизационные отчисления в размере 100%.

Объекты ОС, непригодные к дальнейшему использованию, восстановление которых невозможно или неэффективно, могут быть списаны в порядке, установленном в п.101 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ N 33н, на основании акта на списание основных средств (форма N ОС-4). В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дт 47 - Кт 01 - на сумму первоначальной стоимости объекта ОС,

Дт 47 - Кт 23 - на сумму затрат, связанных с выбытием ОС,

Дт 02 - Кт 47 - на сумму амортизации, начисленной по выбывающему объекту ОС.

Согласно п.96 Методических указаний детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов (счет 10 "Материалы", субсчет 10-6 "Прочие материалы") в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов (счет 80 "Прибыли и убытки"). Например: первоначальная стоимость объекта 100 000 руб. Начислена амортизация 100%. В результате списания оприходован лом по рыночной цене 1000 руб.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:

Дт 47 - Кт 01 100 000 руб.

Дт 02 - Кт 47 100 000 руб.

Дт 10 - Кт 80 1 000 руб. (полученная прибыль учитывается

при налогообложении).

02.06.2000 В. А.Остояч

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета