Работник вовремя не отчитался по суммам, выданным ему под отчет. Надо ли в таком случае в целях подоходного налогообложения исчислять материальную выгоду? С какой суммы она считается и какими законодательными нормами она утверждена?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996), выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Как мы поняли из вопроса, работник указанный отчет в этот срок в бухгалтерию предприятия не представил.

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (ред. от 02.01.2000) при налогообложении учитывается совокупный доход, полученный физическими лицами в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды в соответствии с пп."н", "ф" и "я.13" п.1 ст.3 Закона.

То есть для целей налогообложения понятие материальной выгоды Закон установил только по отношению:

- к суммам процентов и выигрышей, если сумма материальной выгоды превышает установленные размеры;

- к суммам страховых выплат физическим лицам по договорам добровольного страхования, если суммы страховых выплат окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования;

- к суммам экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

В рассматриваемой ситуации работник предприятия не отчитался в установленный срок о полученных им под отчет денежных средствах предприятия. В некоторых случаях налоговые органы при установлении таких фактов квалифицируют их как заключение договора займа между работником и работодателем и распространяют на выданную физическому лицу сумму положения пп."я.13" п.1 ст.3 Закона. По нашему мнению, выданные предприятием работнику под отчет денежные средства займом считать нельзя, поскольку между ними, по сути, на момент передачи денег были совсем другие правоотношения.

Кроме того, согласно ст.808 ГК РФ договор займа между гражданином и юридическим лицом в случае, когда заимодавцем является юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

В данном случае условие о заключении письменного договора заимодавцем и заемщиком выполнено не было. Не было выражено даже согласованной воли двух сторон (ст.154 ГК РФ) по заключению договора займа. Фактически никаких доказательств того, что между сторонами был заключен договор займа, не имеется.

Поэтому в данной ситуации можно утверждать, что имел место не заем, а уклонение работника от возврата предприятию полученных у него для целевого использования денежных средств.

Возвращаясь к норме ст.2 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", обращаем Ваше внимание, что понятие материальной выгоды по отношению к денежным средствам, полученным работниками под отчет и не возвращенным предприятиям в установленный срок, в ней не определено.

Из вышеизложенного вытекает, что исчислять материальную выгоду по полученным под отчет денежным средствам, не возвращенным предприятиям работниками, и начислять на эти суммы подоходный налог оснований не имеется.

В данном случае организация должна руководствоваться ст.124 КЗоТ РФ, где установлено, что для погашения задолженности работников предприятию, учреждению, организации, где они работают, по распоряжению администрации могут производиться удержания из заработной платы, в частности, для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размера удержания. В этих случаях администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для погашения задолженности.

Следует учитывать, что согласно ст.125 КЗоТ при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - пятидесяти процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

Напомним при этом, что необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налогооблагаемый доход физических лиц в установленном порядке.

С. В.Супотницкий

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

02.06.2000