Считаем предоставление дополнительных льгот по налогу на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков в части, зачисляемой в местный бюджет, на основании решений представительного органа местного самоуправления возможным и не противоречащим Налоговому кодексу РФ. Просим разъяснить с учетом действующего законодательства, так ли это?

Ответ: Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п.6 ст.3 Кодекса при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Пунктом 2 ст.17 Кодекса определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При этом следует учитывать, что налог на прибыль является федеральным налогом и в соответствии с п.5 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" элементы обложения данным налогом, в том числе налоговые льготы, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внесены изменения в п.9 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым именно органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Кодекса.

Поскольку в соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации и ст.1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то после внесения указанных изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" органы местного самоуправления не обладают правом предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль.

Кроме того, частью первой Кодекса не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, со дня вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ (с 1 апреля 1999 г.) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Относительно льгот по налогу на прибыль, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ, сообщаем, что они имеют юридическую силу и применяются до истечения срока, на который они были предоставлены, или до их отмены в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как согласно п.2 ст.5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым в части отдельных норм относится и указанный Федеральный закон, обратной силы не имеют.

10.05.2000 О. Б.Жукова

Советник налоговой службы

I ранга