В соответствии с действующим природоохранным законодательством большая часть средств, полученных в результате взимания платы за загрязнение природной среды, должна направляться на счета внебюджетных экологических фондов, которые используются на реализацию природоохранных мероприятий. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве привели в настоящее время к возникновению правовой коллизии между бюджетным, налоговым и природоохранным законодательством

Например, Законы "Об охране окружающей природной среды" (ст.20), "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления" предусматривают плату за загрязнение природной среды.

В ст.13 Налогового кодекса предусмотрены не платежи, а экологический налог.

В указанном выше Законе "Об охране окружающей природной среды" (ст.24) термин "налог" трактуется по-иному, а именно: этой статьей предусматривается введение налога на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

В связи с этим возникают следующие вопросы.

Вводится ли экологический налог вместо платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов?

Предусматриваются ли в составе экологического налога другие налоги - на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий?

Ответ: Вторая (специальная) часть Налогового кодекса Российской Федерации еще не вступила в действие. Кроме того, ст.13 Кодекса также вводится в действие только со дня введения в действие второй части (см. ст.3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, в ред. от 09.07.1999 N 155-ФЗ).

Соответственно, сохраняется прежний порядок взимания и распределения платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами.

При этом в нынешней редакции второй части Кодекса налогооблагаемая база по этим платежам также не изменилась, т. е. платежи предусматривается и в дальнейшем взимать за те же выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, что и в настоящее время. Поэтому не столь важно, какое название носит в данном случае платеж - "экологический налог" или "плата за загрязнение природной среды".

Исключение же платы за загрязнение природной среды из Налогового кодекса будет означать полную неправомерность какого бы то ни было взимания с организаций этих платежей, так как:

"Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом" (см. ст.3 Налогового кодекса РФ).

Что касается Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1 (в ред. от 02.06.1993), то в ст.24 нет какой-либо особой трактовки термина "налог", позволяющей считать, что налогом должна облагаться только экологически вредная продукция и продукция, выпускаемая с применением экологически опасных технологий.

По нашему мнению, смысл указанной статьи и по ее названию, и по содержанию заключается в дальнейшем стимулировании рационального природопользования, в том числе путем введения новых платежей за оказание негативного воздействия на окружающую среду, а не в замене одного платежа другим.

10.05.2000 В. В.Петрунин

Советник налоговой службы

I ранга