Строительная организация, которая осуществляет строительство жилого дома частично на собственные средства, частично с привлечением средств дольщиков, осуществляет рекламную кампанию. Для целей исчисления налога на прибыль применяется метод начисления. Часть расходов на рекламу является нормируемой. Выручка в текущем году у организации отсутствует. Вправе ли организация учесть данные рекламные расходы в следующем году, когда планируется получение выручки?

Ответ: Нормируемые рекламные расходы по налогу на прибыль могут быть признаны в размере не более одного процента от выручки за тот календарный год, в котором они совершены. Если выручка у организации в рамках того календарного года, в котором совершены рекламные расходы, равна нулю, то сумма нормируемых рекламных расходов, признанная в целях налогообложения прибыли, будет равна нулю. В рамках следующего налогового периода (года) данные расходы признать неправомерно.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 настоящей статьи.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем один процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей исчисления налога на прибыль, то есть по методу начисления, либо кассовым методом.

На основании п. 7 ст. 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

В силу п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

Отметим, что выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для целей исчисления нормируемых рекламных расходов в соответствии с п. 3 ст. 318 НК РФ определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов у налогоплательщика в течение года может меняться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что нормируемые рекламные расходы могут быть признаны в размере не более одного процента от выручки за тот календарный год, в котором они совершены. Таким образом, если выручка у организации в рамках того календарного года, в котором совершены рекламные расходы, равна нулю, то сумма нормируемых рекламных расходов, признанная в целях налогообложения прибыли, будет равна нулю. В рамках следующего налогового периода (года) данные расходы признать неправомерно.

Е. И.Фатьянова

Консалтинговая группа "Аюдар"

05.08.2013