На территории области действует закон 1997 г., который предусматривает предоставление льготы по налогу на прибыль предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность. Не подлежит налогообложению прибыль, полученная в результате реализации продукции, произведенной на вновь созданных мощностях в ходе реализации инвестиционного проекта в части, подлежащей зачислению в областной бюджет. Как в настоящее время применяются налоговые льготы по такому закону?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 апреля 2000 г. N 04-02-04/1

Департамент налоговой политики на Ваше письмо по вопросу применения налоговых льгот, введенных законодательными актами субъектов Российской Федерации, сообщает следующее.

В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом (до введения в действие части второй Кодекса федеральные налоги устанавливаются федеральными законами о конкретных налогах, действующими в части, не противоречащей части первой Кодекса). Согласно п.6 указанной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п.2 ст.17 Кодекса).

Пунктом 2 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено соответствующее п.5 ст.3 указанного Кодекса правило о признании налогов и сборов, устанавливаемых Кодексом, федеральными и обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что ст. ст.12, 13, 14 и 15 части первой Кодекса вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Кроме того, в п. п.2 и 3 ст.12 Кодекса конкретизированы правила относительно полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению соответственно региональных и местных налогов и сборов. Так, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также могут предусматриваться налоговые льготы по этому региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения должны устанавливаться Кодексом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 1999 г. не вправе устанавливать элементы налогообложения и сборов, в том числе ставки и налоговые льготы, по федеральным налогам и сборам.

В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу согласно ст.2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на прибыль и налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к федеральным налогам.

В силу части пятой ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.71) федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72).

Некоторые субъекты Российской Федерации не привели свое законодательство, действующее до 1999 г., в соответствие с частью первой Кодекса, а в 1999 г. устанавливали новые льготы по федеральным налогам и сборам. В силу п.3 ст.6 части первой Кодекса законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам, могут быть признаны не соответствующими Кодексу и не подлежащими применению в судебном порядке.

Органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, принявшие такие акты, а также соответствующие вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить акт, не соответствующий Кодексу, или внести в него необходимые изменения.

Одновременно сообщается, что Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлена льгота, в соответствии с которой не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо - сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. рублей, при наличии технико - экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе произведенных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.

26.04.2000 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ