В связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 N 14-П просим разъяснить, утрачивают ли силу Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 и Инструкция ГНС РФ от 10.08.1995 N 37?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 N 14-П признана не соответствующей Конституции РФ ст.2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в той части, в какой она допускает действие подзаконного акта, на основании которого в противоречие с действующим налоговым законодательством при начислении налога на прибыль банка в налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций, а также позволяет судам при рассмотрении споров ограничиваться установлением только формальных условий применения данной нормы.
В соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. При этом решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Согласно ч.3 ст.74 указанного Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.
В данной ситуации предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации явилась жалоба коммерческого банка на нарушение конституционных прав и свобод ст.2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ и применяемым в силу этой статьи Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490. Следовательно, и Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 N 14-П распространяет свое действие на оспариваемую норму Федерального закона только в тех рамках, в каких ее конституционность подвергалась сомнению заявителями, т. е. во взаимосвязи с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
В этой связи все перечисленные в письме нормативные акты не теряют своей юридической силы до их отмены в установленном законом порядке.
Необходимо также иметь в виду, что Министерство РФ по налогам и сборам в Письме от от 24.12.1999 ВГ-6-02/1049 "О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П" сообщило нижестоящим налоговым органам, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организаций, кроме банков, для начисления налога на прибыль следует руководствоваться действующими нормами налогового законодательства, в том числе п. п.14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, до их отмены в установленном порядке. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 22.12.99 N 04-02-05/6).
25.04.2000 Е. А.Скаковская
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета