В марте 2000 г. принято несколько постановлений Правительства РФ (N N 182, 183 и 208), устанавливающих нормативы воздействия на атмосферный воздух, морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря
Кто должен вносить платежи за вредное воздействие на окружающую среду, если в конкретном регионе будет допущено превышение указанных нормативов? Какие действующие ставки платы за загрязнение природной среды могут применяться в данном случае или же для расчета платежей за вредное воздействие на окружающую среду по этим нормативам необходимо утверждение новых ставок платы?
Ответ: Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 208 принято на основании Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". В ст.21 этого Закона указано (см. п.2), что плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, размеры платы и платежей, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, определяются законами Российской Федерации. А порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами, порядок исчисления и применения нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительством Российской Федерации.
Однако самим Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 208 утверждены только Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Указанными Правилами предусмотрено лишь, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Какой-либо взаимосвязи этих нормативов с новыми или действующими ставками платы, устанавливаемыми за загрязнение природной среды, здесь не предусмотрено.
Аналогичная ситуация с Постановлениями Правительства РФ от 02.03.2000 N 182 и от 02.03.2000 N 183, которыми определяется порядок установления и пересмотра Госкомэкологии России и Минздравом России экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, нормативов выбросов и т. п.
Таким образом, принятие указанных выше нормативных актов не изменяет действующий порядок определения налогооблагаемой базы, т. е. выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов. Соответственно платежи за загрязнение природной среды продолжают в настоящее время рассчитываться исходя из действующих Базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27.11.1992 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (в ред. Письма Минприроды России от 18.08.1993 N 03-15/65-4400).
Если в воздушном бассейне конкретного региона допущено превышение установленных нормативов загрязнения воздуха, то единственной мерой, позволяющей устанавливать повышенный размер платы для организаций, являющихся загрязнителями, - это объявление данного региона зоной экологического бедствия. В этом случае в соответствии с указанными выше Базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (см. таблицу 5) возможно увеличение до двух раз действующих коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости, применяемых в расчетах платежей за загрязнение природной среды.
19.04.2000 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга