В 2009 г. организация выиграла спор с налоговой инспекцией. По решению суда налоговый орган должен был осуществить возврат суммы налога. Вправе ли организация требовать выплаты компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, если налоговая инспекция только в 2013 г. произвела возврат суммы налогов по решению суда 2009 г.?
Ответ: Если налоговая инспекция в 2013 г. произвела возврат суммы налогов по решению суда 2009 г., то организация вправе обратиться в суд с требованием выплаты компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, несмотря на то что возврат суммы налога уже произведен.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику либо зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) организации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона.
Таким образом, обязанность налогового органа по возврату суммы налога, которая поступила в бюджет, является денежным обязательством, реализация которого предполагает в конечном итоге обращение взыскания на средства бюджета.
Нормами п. 2 ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение произошло по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исполнение судебного акта является публичной обязанностью государства, в связи с чем именно на государственных органах, ответственных за исполнение решения суда, лежит обязанность по своевременному совершению действий, направленных на удовлетворение интересов взыскателя (Определение ВАС РФ от 01.10.2012 N ВАС-10237/04 по делу N А40-45316/03-117-526).
Неисполнение судебного акта или неоправданная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 12826/11).
В силу ч. 1 ст. 222.1 АПК РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, а также обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" определено, что компенсация представляет собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред. При этом в каждом конкретном случае суд должен обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64).
Законодательством РФ не запрещено требовать компенсацию за неисполнение судебного акта в разумный срок после того, как обязательство уже было исполнено. Об этом свидетельствует судебная практика (Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 10237/04 удовлетворил требование организации о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок, которое было выставлено уже после исполнения решения суда).
Таким образом, принимая во внимание длительный срок (четыре года) неисполнения налоговым органом судебного акта по возврату суммы налога, организация вправе обратиться в суд с требованием выплаты компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, даже если налоговая инспекция к этому моменту осуществила возврат суммы налога.
Н. В.Ивашко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
05.08.2013