В нашей организации гражданин работает по совместительству. По основному месту работы - на заводе он зарплату не получает. В январе 2000 г. он купил квартиру и предъявил документы о приобретении квартиры в бухгалтерии каждой организации для получения льготы по подоходному налогу. Имеет ли право бухгалтерия нашей организации, не являющейся его основным местом работы, эту льготу предоставить?
Ответ: Согласно пп."в" п.6 ст.3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" из облагаемого подоходным налогом дохода физических лиц, являющихся застройщиками либо покупателями, подлежат исключению суммы, направленные этими лицами на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. Вычеты таких расходов предоставляются по месту основной работы либо налоговым органом по месту постоянного жительства застройщиков и покупателей указанных объектов.
При этом местом основной работы следует считать ту организацию, где у физического лица ведется трудовая книжка.
Вычеты расходов по новому строительству или приобретению указанных объектов осуществляются из доходов застройщиков и покупателей по основному месту их работы на основании заявления и документов, подтверждающих фактически понесенные ими затраты.
Если физическое лицо не воспользовалось этой льготой по месту его основной работы, то указанный вычет ему может быть предоставлен по окончании отчетного календарного года в налоговом органе по месту постоянного жительства при предъявлении физическим лицом декларации о совокупном годовом доходе, копий документов, подтверждающих произведенные им расходы.
В данном случае физическое лицо в течение 2000 г. имеет право на получение указанной льготы по подоходному налогу только в отношении доходов, полученных по основному месту работы - на заводе. По окончании 2000 г. ему может быть предоставлена льгота к доходам, полученным в этом году от всех источников, на основании декларации о доходах, которую он должен представить в налоговый орган по месту постоянного жительства и к которой он должен приложить копии документов, подтверждающих его расходы, а также справки о доходах, полученных в 2000 г. от каждой организации. В указанных справках должны быть указаны полученные физическим лицом доходы и уплаченные в течение года суммы подоходного налога. На основании указанных документов налоговый орган производит перерасчет налога по совокупному доходу и возвращает по его заявлению излишне уплаченную сумму налога.
14.04.2000 В. М.Акимова
Государственный советник
налоговой службы III ранга